Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Лауреаты Русского Букера

Взваливание вины. Саша Николаенко. Муравьиный бог: реквием.

Анонс материала редакторской колонки

Роман «Убить Бобрыкина», за который Саша Николаенко получила Русского Букера, был посвящен тому, как чувственный мир, пропитанный обостренной памятью о детстве, постепенно сползал к теме то ли бессильного, то ли вполне реального насилия. Это и было загадкой романа – произошло ли убийство? Так или иначе, Саша Николаенко касалась темы зла. Зло рождалось из ненависти, которая была не глухой, а яркой и играла красками, во многом благодаря тому, что скорее всего рождалась из безумия.

Похороны ангела. Саша Николаенко. Убить Бобрыкина, или История одного убийства

Анонс материала редакторской колонки

Последним лауреатом премии «Русский Букер» стала писательница и художник Саша Николаенко с романом «Убить Бобрыкина, или История одного убийства». Эта необычная книга восходит к классической русской традиции, которая помещает в центр человека и его внутренний мир. Николаенко делает акцент не столько на социальной реальности, сколько на движениях души своих героев, а точнее одного-единственного героя – Саши Шишина, который не может отличить реальность от воображения.

Человек и государство. Ольга Славникова. Легкая голова

Анонс материала редакторской колонки

То, с каким мастерством Ольга Славникова создает свои произведения, впечатляет даже искушенного читателя. Она плетет богатую узорами словесную ткань, находя оригинальные сравнения и делая неожиданные находки. Славникова писатель с большой буквы, хотя отдать должное ее работам смогут, наверное, только тонкие ценители языка. В 2010 году она выпустила роман «Легкая голова», темой которого стало противостояние личности и государства. Казалось бы, этот вопрос был более актуален во времена Советского Союза, когда государство было сверхсильным, а отдельная личность почти ничтожной.

Рука и варежки. Михаил Шишкин. Венерин волос

Анонс материала редакторской колонки

Михаил Шишкин, наверное, самый титулованный российский писатель. Ему были присуждены премии «Русский Букер», «Большая книга» и «Национальный бестселлер». При этом он давно не живет в России, а лучше даже сказать порвал с Россией, во всяком случае он высказывался против российского внешнеполитического курса. Элементы русофобии, которые можно было бы мягче назвать «взглядом, полным ужаса, на события русской истории», прослеживаются и в его книгах. Но ему можно предъявить и обвинения иного рода.

Монументально о смерти. Михаил Елизаров. Земля

Анонс материала редакторской колонки

После прочтения «Библиотекаря» могло создаться впечатление, что Михаил Елизаров пишет «трешовую» литературу, рассчитанную на массового читателя, то есть нечто вроде бульварных боевиков. На мой взгляд, с такими оценками нужно быть осторожным. Во-первых, писатель ставит серьезные задачи и не мельчит с темами, во-вторых, «треш» в его книге имеет метафизическую окраску, а в-третьих, чрезвычайно выразительный язык позволяет говорить о тщательной работе со словом.

Магический соцреализм. Михаил Елизаров. Библиотекарь

Анонс материала редакторской колонки

Михаил Елизаров – многосторонний творческий человек. В литературном мире его знают как писателя, но он еще и музыкант, исполняющий свои песни. Елизаров начисто лишен мании величия. Он приветствует пиратство, выступает против сокращения школьного курса классики в пользу современных авторов и вполне допускает, что его самого через несколько лет читать никто не будет. Он творит, чтобы получать радость. И если написать книгу и соответственно получить от нее радость непросто, то от исполнения песен радость возникает сразу же. В 2008 году Елизарову была присуждена премия «Русский Букер» за роман «Библиотекарь».

Религиозный национализм. Владимир Шаров. До и во время

Анонс материала редакторской колонки

Про Владимира Шарова говорили, что он всю жизнь писал одну книгу. Ее тема – история России, как отдаленная, так и современная. Роман «До и во время», пожалуй, не самая известная на сегодня работа писателя, хотя ее появление в свое время было сопряжено со скандалом. Действительно, даже по меркам конца 1980-х и начала 1990-х в ней было слишком много вольностей в обращении с историческим материалом. Из этого моментально следует вывод: как к историческому труду к ней относиться нельзя.

Драма с натяжками. Александр Снегирев. Вера

Анонс материала редакторской колонки

Есть, по крайней мере, одно наблюдение, в котором российский прозаик Александр Снегирев похож на знаменитого китайского нобелиата Мо Яня. Мо Янь в романе «Большая грудь, широкий зад» утверждал, что восхищается китайскими женщинами, их силой и стойкостью и видит в них опору страны. Снегирев утверждает то же самое про женщин русских. Он восхищается ими, считая мужчин гораздо слабее. Об этом его роман «Вера», в 2015 году удостоенный престижной премии «Русский Букер». «Вера» роман скорее тяжелый, чем легкий. Здесь нет таких очевидных моментов счастья, про которые точно можно было бы сказать – да, это счастье.

Неподлинность. Ольга Славникова. 2017

Анонс материала редакторской колонки

Есть в России писатели, которые своими книгами пытаются донести информацию, идеи, есть те, кто хочет поспорить, доказать точку зрения, а есть те, кто умеет мастерски работать со словом и создавать выразительные образы. Ольга Славникова – как раз из последних. Ее проза – это самая настоящая словесная скульптура, когда автор из слов ваяет чрезвычайно живые и реально видимые глазом картины. Сравнения, метафоры, языковые находки – проза Славниковой этим очень богата. Но она, впрочем, сильна и с «содержательной» точки зрения.

Второе пришествие. Владимир Шаров. Репетиции

Анонс материала редакторской колонки

Когда летом 2018 года Владимир Шаров ушел из жизни, в одной из публикаций на сайте «Год Литературы» было сказано: этот писатель заслуживает быть прочитанным. Даже несмотря на то, что он всегда писал одну книгу. Активно Шаров начал публиковаться в 1990-е, книга «Репетиции» - его второй роман. Писатель исследовал в своих произведениях русскую религиозность, причем с не с официальной точки зрения, а заходя как бы сбоку. Он создавал религиозные сюжеты, которые в действительности не происходили. Такая линия намечена уже в «Репетициях».

Страницы

Подписка на Лауреаты Русского Букера