Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Портреты художников. Юлия Варенцова. Передвижники

Юлия Варенцова. Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX - начала XX века. М.: Эксмо, 2020.

Основание «Товарищества передвижных художественных выставок» в России в 1860-х годах в каком-то смысле позволило продвинуть авангардное искусство. Его первые участники отказались от консервативных взглядов Императорской Академии художеств и стали выбирать темы, которые отражали не только древнюю старину вроде мифических сюжетов, но и реальную жизнь. Художники, участвовавшие в передвижных выставках, были выдающимися мастерами, и их картины – часто прямо на выставках – приобретали и галерист Павел Третьяков, и даже сам царь. Книга тележурналиста и режиссера документальных фильмов Юлии Варенцовой о передвижниках предлагает читателю небольшие, но очень яркие портреты этих мастеров, которые искали образ России, осмысливали религиозные сюжеты и пробовали осваивать новаторские формы искусства. Среди них Иван Крамской, Илья Репин, Иван Шишкин, Валентин Серов и другие – всего 14 персоналий.

История «Товарищества передвижников» начинается с Ивана Крамского. Этот молодой художник возглавил так называемый «бунт четырнадцати», когда четырнадцать талантливых выпускников Академии оказались рисовать на заданную тему и потребовали права самим выбрать сюжет. В этом праве было отказано, выпускники остались без дипломов, а Иван Крамской, за которым император установил слежку, основал первую в России артель независимых художников. Эта артель была попыткой построить коммуну-утопию, но в реальности утопии не получилось. «Товарищество передвижников» - новый замысел Крамского. Его идея состояла в том, чтобы не зависеть в продвижении картин от государства и нести искусство в народ. Члены «Товарищества» сами продвигали свои картины, отказывались от догматов, царящих в Академии, и искали новые пути в искусстве. Передвижники обращаются к новому зрителю – к народу. Писать картины на мифические сюжеты – это старо и уже никому не интересно.

Среди членов этого нового объединения было немало гениев, которые показали себя еще в Академии. Например, Николай Ге из учеников шагнул сразу в профессора. Алексей Саврасов звание академика получает в 24 года. Были и контрпримеры, когда, наоборот, признание получали мастера, казавшиеся попросту необразованными. Таков гений света Архип Куинджи, который стыдился своей неграмотности и поэтому старался писать поменьше писем.

Но не у всех путь к успеху с самого начала складывался благополучно. Например, Василий Перов иногда пропускал учебу, когда не в чем в холод было прийти на занятия, и даже голодал. Поэтому его картины отражают суровую реальность, где есть богатые и бедные. Они посвящены реальной жизни в пореформенную эпоху Александра II и более понятны новому зрителю. Нечем платить за обучение было Исааку Левитану. Он даже иной раз спал в школе, потому что ему некуда было идти. Тем не менее этих людей вела вера в свое призвание.

Общей чертой русских художников-передвижников является то, что они не разделяют искусство и жизнь. Они отдают искусству все свои силы, чтобы оно воздействовало на людей. Например, Николай Ге хотел заставить зрителя по-настоящему рыдать, глядя на евангельский сюжет. Поэтому, когда он писал «Распятие», то заставлял натурщиков входить на крест, который был установлен в мастерской. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - тоже пример творчества, которое соединяется с жизнью. Для написания этой картины Репин отправился в Запорожье и вместе с семьей некоторое время фактически жил как казак. Он был в восторге запорожцев и даже считал их «интеллигенцией своего времени». Позже Илья Репин даже сделает признание, что любит искусство «больше, чем близких, чем друзей, больше, чем всякое счастье». Он продолжит творить на девятом десятке, несмотря на старость и нищету. А Виктор Васнецов заплатит здоровьем за свое призвание. Во время росписи Владимирского собора в Киеве он будет работать не жалея себя. Даже получив травмы после падения с лесов, он не оставит работу. Иной выбор, впрочем, делает Николай Ге: в 44 года он удаляется от шумной жизни и начинает класть печи в Черниговской губернии.

Многие передвижники искали образ России, причем с юности. После окончания Академии лучшие молодые художники получали право на творческую командировку в Европу на несколько лет. Однако не все пользуются этим правом полностью. Василий Перов проводит в Европе только два года из положенных пяти. Это беспрецедентный случай, обычно ученики стремятся продлить пребывание за границей. Но Перову не интересна Европа – он хочет писать на темы русской жизни. Так же поступит Иван Шишкин: вернувшись из командировки, он останется с русскими лесами и полями. При этом иногда художники используют европейский опыт как трамплин, чтобы оттолкнуться от него и найти себя. Поэтому русское искусство не было изолированным. За родные просторы на пейзажах Саврасова мы обязаны английским художникам, которые его вдохновили, и швейцарским горам. Значение работ Саврасова для российской традиции в том, что он, хотя поначалу и ориентировался на иностранцев, в итоге писал русскую природу без оглядки на Запад. Он не «итальянизировал» свои пейзажи, как это было модно, и не вставлял в левой части картины какие-нибудь идеальные деревья или кустики. Его пейзажи были истинно русскими и не идеальными, а реальными. Таким же был и Иван Шишкин, отказавшийся следовать итальянской моде.

Были в России даже свои импрессионисты. Предвестником русского импрессионизма можно считать Архипа Куинджи. Для создания своих знаменитых световых эффектов Куинджи интересовался достижениями физики и химии и даже дружил с Менделеевым. А первым настоящим русским импрессионистом был Константин Коровин. Правда, окончил он свои дни в Париже отверженным гением. И Париж на склоне лет больше не будет для него городом мечты, это будет город отчаяния, где он вынужден браться за грошовые заказы, чтобы выжить. Причем удивительно, но против импрессионистских веяний выступит само «Товарищество», которое задумывалось как авангардное, а в итоге через полтора десятка лет стало консервативным. Когда Павел Третьяков приобретает для коллекции «Девушку, освещенную солнцем» Валентина Серова, старые передвижники сравнивают цветовые поиски, напоминающие об импрессионистах, с сифилисом.

Важное место в исканиях русских художников занимают христианские сюжеты. Однако эти поиски имели особенности. Так, после окончания Академии Николай Ге получает право на длительную творческую командировку в Европу и там находит свою тему. В религиозных картинах вроде «Тайной вечери» он отказывается от помпезности и пытается найти образ исторического Христа. Это было в фарватере европейских научных исканий того времени, которые подкреплялись новейшими достижениями гуманитарных наук и археологическими находками.  Однако в России образ исторического Христа воспринимается как кощунство. Некоторые религиозные картины Николая Ге даже запрещалось выставлять. Василий Поленов тоже ищет исторического Христа. Его «Христос и грешница» вызывали сложную реакцию в российском обществе. Сначала Синод запретил картину к участию в выставке, однако работа понравилась императору Александру III и ее утвердили. Но был и еще один критик – Лев Толстой, который сказал, что Христос на картине напоминает «полотера». Ищет Христа и Иван Крамской. Картину «Христос в пустыне» он пишет день и ночь, вкладывая в работу всего себя. Суровый Христос на этой картине отражает героическое время 1870-х, когда просвещенные люди в России считали себя носителями некой миссии. Но если царская Россия могла принимать или не принимать такие картины, то советской они были просто не нужны. Евангельский цикл Василия Поленова (более 60 картин) чудом опоздает на погрузку на «Титаник». Однако советские власти все равно избавятся от этих картин – продадут в США. Период антиклерикализма в своем творчестве переживает Репин, хотя позже обращается к христианской теме, правда, его «христианские» картины останутся почти неизвестными. Абсолютным признанием может похвастаться разве что Виктор Васнецов: его росписи Киевского Владимирского собора станут новым иконописным каноном.

Неоднозначные взаимоотношения у передвижников были с властями. Цари могли критиковать их картины, но они же их и покупали. Например, за право приобрести картины Николая Ге царь спорит с Павлом Третьяковым. Спорит он и из-за «Запорожцев». Александр III покупает «Запорожцев» за внушительную сумму в 35 тысяч рублей, вынуждая Павла Третьякова уступить в заочном аукционе. Сложное взаимодействие власти и искусства отражает история создания «Бурлаков на Волге» Илья Репина. Наверное, большинство воспринимают эту картину как протестное высказывание, созвучное, как пишет Варенцова, некрасовскому «Выдь на Волгу, чей стон раздается». Тем не менее рождением этого шедевра мы обязаны члену царской фамилии, который и заказал художнику картину, когда увидел его волжские эскизы. Но художники не теряли достоинства и могли даже возражать царям. Когда Валентин Серов пишет портрет Николая II, жена последнего, видя незаконченную работу, советует мастеру, что и как подправить. Серов отвечает Николаю II, что, может, он тогда сам рискнет закончить картину. После этого на заказы царской семьи он не отвечает. Тоже подправить картину советовал уже Репину Павел Третьяков. Речь о работе «Крестный ход в Курской губернии». Третьяков воспринимал ее как откровенную чернуху и просил переписать. Однако Репин отказался, твердо стоя на принципах беспристрастного изображения жизни. Он, по его признанию, ничего благообразного в русском народе не видел. Другой пример последовательного поведения связан с историей якобы двойного авторства «Утра в сосновом лесу» Ивана Шишкина. Павел Третьяков, увидев помимо имени Шишкина еще имя Константина Савицкого на картине, который подсказал художнику сюжет, собственноручно стер фамилию Савицкого. Шишкин настаивал на двойном авторстве, хотя сегодня исследователи доказали, что работа создана Шишкиным в одиночестве.

Юлии Варенцовой интересно в судьбах русских передвижников все. Она подмечает не только возвышенное и духовное, но и самое обыденное и земное. Например, Крамской за свою картину «Христос в пустыне», где Христос изображен суровым и очень человеческим, просит целых шесть тысяч рублей, вынуждая Третьякова торговаться. И одновременно тот же Крамской не может продать Третьякову свою знаменитую картину «Неизвестная». Меценат отказывается ее покупать из-за давления общественных правил и норм – на картине по всем признакам изображена дама легкого поведения и такой не место в его коллекции. Судьбы художников очень разные, если Коровин и Репин умирают в нищете, то Куинджи завещает брату и церкви по десять тысяч рублей, жене – две с половиной тысячи рублей ежегодной ренты, а Обществу художников и своим ученикам – почти полтора миллиона и земли в Крыму.

Творчество художников-передвижников – это уникальный культурный феномен русского искусства. Книга Юлии Варенцовой, представляющая собой краткие очерки о жизни этих художников, позволяет прикоснуться к их не всегда простым судьбам. Книга напоминает энциклопедию, но живую и яркую – краткую, информативную и одновременную содержащую интересные детали, отражающие не только жизнь и труды художников, но и восприятие их творчества в более широком контексте общественной жизни. Чтение этой книги похоже на прогулку по галерее с хорошим экскурсоводом, влюбленным в свое дело. 

Сергей Сиротин