Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Тёмная материя. Осе Берг

Тёмная материя. Осе Берг. Перевод А. Сен-Сенькова и Н. Воиновой

Харри Мартинсон в середине прошлого века написал культовую научно-фантастическую поэму «Аниара». Как он сам вспоминал, мысль её написать ему пришла, когда он разглядывал Туманность Андромеды. Для своего времени это был прорыв, новаторская эпическая поэма с неологизмами и разнообразным ритмическим разнообразием: от рифмованных четверостиший, написанных ямбом, до гекзаметра, напевов рун «Калевалы» и модных песенок. Стоит отметить, что произведение Мартинсона до сих пор влияет и вдохновляет фантастов. Можно вспомнить «Тау Ноль» Пола Томаса Андерсона и «Пламя над бездной» Винджа. Сама поэма о группе колонистов, которые пытаются спастись на космическом корабле от разрушений на Земле.

Осе Берг переосмысляет, но не повторяет Мартинсона. У одной из глав одноименное название - «Аниара», а разнообразие ритмов поражает. «Тёмная материя» - слепок нашего постапокалиптического будущего. Под воздействием экологических катастроф и балканских войн (да, книга вышла в 1999-ом году, но конфликт можно рассматривать как частный случай, ибо вся история человечества — это история бесконечных войн) человечество приходит к своему логичному концу. Материя и анти-материя в движении в космическом пространстве. А так как нарратив у Берг нелинейный, то мы видим картины на Земле, где учёный Александр пытается решить проблемы человечества, и в космосе, где пытается зародиться новая жизнь. И тут уместно вспомнить «Древо жизни» Малика и «Плюс» Макэлроя. С одной стороны есть жизнь на Земле в предощущении глобальных изменений, с другой — новая форма жизни на пороге зарождения. У Малика — человеческий эмбрион (но и материя в космическом пространстве, так как один из ключевых моментов в фильме - Большой взрыв), у Макэлроя — развивающийся мозг, у Берг — космическая материя/анти-материя.

Берг соединяет в «Тёмной материи» науку с поэзией. Язык же — один из героев книги (как, кстати, и у Макэлроя). И здесь она близко подходит к тем же новациям, что использовал в повествовании в «Эпохе провода и струны» Бен Маркус. Перевернутые метафоры с использованием научной терминологии и обилием неологизмов делают ткань повествования необычной, а находки оригинальными. В идее возникновения жизни Берг близка исканиям Ильи Пригожина, который создал одну из главных работ о возникновении порядка из хаоса:

  Состояние неравновесия может спонтанно превратиться в состояние возрастающей сложности

Осе Берг, Темная материя (пер. А. Сен-Сенькова и Н. Воиновой)

А тёмная материя? Остается надеяться, что учёные найдут подтверждение и нам не придётся менять радикально научную картину мира. Пока же будем строить гипотезы и читать Осе Берг.