Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Хороший капиталист. Мао Дунь. Перед рассветом

Мао Дунь. Перед рассветом. Отв. ред. и сост. А.А. Родионов. СПб.: Гиперион, 2017. 

Чего ждать от пролетарского писателя из Китая? Наверное, того же что и от лауреатов Сталинской премии, каких-нибудь будней тружеников завода, обязательных славословий касательно социалистических достижений, восхваления курса, взятого страной, и тех, кто стоит у руля. Выдающийся китайский писатель Мао Дунь, которого иногда называют создателем современной китайской литературы, действительно одно время состоял в Коммунистической партии, а после победы Мао Цзэдуна стал председателем Союза китайских писателей и даже министром культуры. Однако его роман 1933 года, то есть написанный во время, когда коммунисты вели отчаянную вооруженную борьбу против Гоминьдана, поражает полным отсутствием выраженных симпатий к коммунистам. Идеологически это совершенно нейтральный роман, а в каком-то смысле Мао Дунь даже показывает, что и капиталисты не так уж плохи, что их вполне можно понять и что они могут быть патриотами.

Роман «Перед рассветом», ставший важным событием китайской литературы 20 века, описывает несколько месяцев 1930 года. Действие происходит в Шанхае, которого не коснулась гражданская война и который поэтому становится желанным местом для многих людей в диапазоне от провинциальной аристократии до бежавших из России белогвардейцев. В центре рассказа аристократическое семейство У. Когда до провинции докатилась война, парализованный старик У приехал к сыну в Шанхай, но, имея традиционные взгляды, не выдержал вида распущенной молодежи и скончался. Теперь главой семьи стал его сын – У Суньфу. Суньфу – промышленник, он живет в роскошном доме и владеет шелкопрядильной фабрикой. Может показаться, что это безответственный барчук, наслаждающийся жизнью, но это не так. Наоборот, у Мао Дуня У Суньфу персонаж в общем-то положительный. Он много работает и стремится развить свой бизнес, преследуя не столько личное обогащение, сколько обогащение всего Китая. Это конструктивный капиталист-патриот, понимающий, что успешный китайский бизнес – это успешная страна. Однако в его жизни все складывается все не так, как ему хотелось бы. Его капиталы сильно зависят от цен на пряжу, а та определяется конъюнктурой и ценами на японское сырье. Получается, что руки у Суньфу связаны. К тому же японские предприятия по всем фронтам теснят китайские. Многие китайцы добровольно продают свои предприятия японским директорам, чтобы выручить хоть что-то и спастись от разорения. Впрочем, угроза исходит не только от японцев. Например, американцы тоже активно скупают заводы страны, хозяйничая своими капиталами. Даже спички Китай не в состоянии производить сам – необходимо участие шведов. У Суньфу мечтает о возрождение страны и даже создает банк для помощи национальным предприятиям. Какие-то фирмы он даже покупает, чтобы их развить, но война смешивает ему все карты. Чтобы поддержать себя на плаву, У Суньфу вынужден играть на бирже и играть по-крупному, ставя миллионы долларов. А на бирже все зависит от ситуации на фронте. Наступает гоминьдан – цена на гособлигации одна, отступает – цена другая. У Суньфу пытается предугадать поведение рынка и борется с акулой биржевой игры, спекулянтом Чжао Ботао, который пользуется особыми источниками, чтобы узнать положение на фронте. Их противостоянию посвящена половина книги.

Еще одна важная тема романа – это отношения капиталистов и рабочих. В 1930 году умы простых и малообеспеченных людей, что называется, бродят. Набирает силу марксистская идеология, причем дело не ограничивается только тайными кружками, коммунисты уже берут в руки оружие. У Суньфу сталкивается с неповиновением рабочих на своем предприятии. Он человек решительный и не приемлет неподчинения, но вынужден идти на непопулярные меры, чтобы сохранить предприятие. Он понимает, что из-за низкой цены пряжи на рынке, вынужден пойти на сокращение зарплаты рабочим, но также понимает, что это может вызвать беспорядки. У Суньфу перебирает в голове множество решений, от подкупа отдельных людей до вооруженного подавления забастовки. В итоге он ставит управляющего из вчерашних недовольных и поручает ему навести порядок. Противостояние управляющего, зачинщиков беспорядков и простых рабочих – интереснейшие и очень динамичные страницы романа. В среде рядовых работников нет единства. Они в не состоянии даже образовать единый профсоюз, потому что многие хотят стать лидерами и имеют амбиции. Делается попытка объединить все локальные забастовки на заводах Шанхая в одну большую, но она проваливается. Кроме того, есть среди рабочих и просто откровенные хулиганы. Даже понимая всю отчаянность положения простых людей, которые живут в глинобитных хижинах, читатель, вероятно, все равно станет на сторону капиталиста У Суньфу. Суньфу решителен, жесток, но разве не таким должен быть руководитель, желающий привести предприятие к успеху?

У Суньфу вынужден жить интригами. У него кругом трудности. Давят иностранные фирмы, японские и американские, на бирже неопределенность, а соотечественник Чжао Ботао пытается нажиться на спекуляциях и потопить его. Это перерастает в настоящую необъявленную войну с подкупом свидетелей, шпионами-девушками и гигантскими рисками. В редкие минуты слабости У Суньфу жалеет, что занялся промышленностью, а не чисто финансовой деятельностью. Впрочем, тут же подбадривает себя: именно промышленностью и нужно заниматься, чтобы поднять страну! Шелкопрядильное производство для него – это способ остановить отток денег за границу даже несмотря на то, что из этой пряжи ткани изготавливают иностранцы и эти ткани потом возвращаются на китайский рынок. У Суньфу работает ради общего блага, хотя бывают случаи, когда он реально испытывает страх перед подчиненными. Однажды он приехал на фабрику, а взбешенные рабочие чуть не перевернули его автомобиль. У Суньфу положительный, деятельный и неизбалованный человек, лишь изредка он может проиграть несколько тысяч долларов в азартной игре.

Однако книга «Перед рассветом» как раз о том, что одних устремлений и таланта мало, чтобы возродить Китай и прогнать интервентов. Нужно что-то еще, может быть, как раз новая идеология, способная объединить народ. Мао Дунь не говорит, какой должна быть эта идеология, он просто задает вопросы без ответов. Если цена на пряжу падает, дискутируют его герои, что нужно делать? Урезать зарплату рабочим, и без того голодающим, или лишать прибыли промышленников? И то, и другое делать нельзя, ведь прибыль промышленников – это залог будущего развития. Поэтому, как уже говорилось, этот роман не является одой коммунистам. Он посвящен реальности 1930 года, когда еще казалось, что марксисты – это вооруженные варвары, а капитализм может спасти страну, если его правильно организовать. Хотя капитализм в книге тоже показан разный. Описан здесь, например, провинциальный богач, который приобрел состояние на скупке земель крестьян путем ростовщичества. Он давал крестьянам деньги в долг, те не могли расплатиться и в итоге он забирал их земли. Такой капитализм, конечно, порочен и беспринципен. Описаны здесь и люди, которые прямо заявляют, что постоянная гражданская война – это очень хорошо, поскольку позволяет обогащаться спекулянтам. Наконец, описаны люди, готовые продать предприятия японцам на кабальных условиях, утешая себя тем, что, мол, японцы и китайцы – это люди одной крови, и что японцы поэтому гораздо лучше «горбоносых европейцев». Мао Дунь честно описывает современную ему историю и умеет взять объективную интонацию, говоря о разобщенных китайцах, вынужденных зависеть от всего, кроме себя и своих сил. Читая «Перед рассветом», чувствуешь всю мощь реалистической литературы. Напряженный и глубокий, этот роман – одна их ярких вершин китайской литературы 20 века. Мао Дунь создал яркое полотно о непростом периоде истории своей страны. Этот роман не имеет оптимистического конца, однако показывает, что и в капиталистическом Китае были достойные люди, наверняка сумевшие бы спасти страну, если бы ситуация сложилась чуть иначе.

Сергей Сиротин