Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Стрела христианства. Чинуа Ачебе. Стрела бога

«Стрела бога» - второй роман крупнейшего нигерийского прозаика Чинуа Ачебе. Может быть, он не так знаменит, как первая книга «И пришло разрушение», однако он тоже поражает глубиной в изображении конфликтов и художественным объемом. «Стрела бога» имеет черты «энциклопедии жизни», потому что всесторонность, с которой Ачебе описывает быт, верования и общественную жизнь крестьян, а также пребывание англичан на колонизированных территориях, исключительна. Писатель сам родился в деревне и, хотя его семья принадлежала к христианам, он глубоко знал языческие традиции провинциальных нигерийцев. Главных темы в книге две, и обе связаны со сложным противостоянием - между крестьянами и белым человеком и между традицией и набирающем силу христианским мировоззрением. Чинуа Ачебе с уважением относится к вере предков, но выступает за обновление жизни, связывая его с христианскими ценностями.
 
Действие происходит в сельской Нигерии во времена короля Георга V. Общество здесь строго патриархальное. Глава семьи имеет по полудюжине жен и столько же, если не больше, детей. Он обитает в хижине оби, где принимает таких же, как и он, мужчин. Гостей он угощает орехом кола, а основной едой является ямс. Женщины беспрекословно подчиняются мужу. Главный герой книги - жрец Эзеулу. Он жрец бога своей деревни, хотя в полудюжине близлежащих деревень рядом с деревней Эзеулу есть и другие боги с другими жрецами. Задача жреца - быть руководителем ритуальных празднеств, а также определять время сбора урожая. Деревни в прошлом воевали друг с другом, пока не вмешались британцы и с оружием в руках не навели порядок. С тех пор многие сельчане стали уважать британцев, особенно Эзеулу, который, насколько это вообще возможно, даже завел дружбу с капитаном Уинтерботтомом, поставленном надзирать за местностью. Уинтерботтом - старый лис, давно живущий в этих местах. Он прекрасно понимает, что политика британского руководства, суть которой сводилась к тому, чтобы назначать марионеточных вождей из местных жителей, успеха не принесет. Тем не менее он вынужден подчиняться своему начальству. Ему поручили назначить главного вождя над шестью деревнями. Уинтерботтом не видит кандидатуры лучше, чем жрец Эзеулу, и поручает послать за ним. Здесь начинаются драматические события. Эзеулу, когда приходят посыльные, отвечает, что никуда не пойдет. Уинтерботтом его друг, поэтому, если он хочет его видеть, пусть сам и приходит. Путем уговоров и угроз Эзеулу все-таки удается вытащить в соседнюю деревню, где находится британский административный центр, но там уговоры кончаются и его фактически арестовывают. В заключении он проведет больше месяца, причем капитан его так и не посетит. Впрочем, Эзеулу знает причину - капитан просто заболел. У него нечто вроде лихорадки. Она за годы, проведенные здесь, не раз поражала капитана, но сейчас дело обстоит очень серьезно, бывает, что он днями не выходит из беспамятства. Для Эзеулу все понятно - это месть его бога Улу, стрелой которого он, жрец, является. Капитан Уинтерботтом не захотел проявить уважение к Эзеулу и его богу и теперь получил по заслугам. Когда Эзеулу отпускают и он возвращается к себе в деревню, наступает время праздника Нового ямса. Эзеулу необходимо только указать его точную дату. Этот праздник - важнейший в жизни сельчан и один из самых строгих. Например, строго-настрого запрещается собирать урожай до праздника, а старые запасы ямса необходимо приносить в жертву. Однако вот уже и дожди прошли, а Эзеулу все медлит и не объявляет начало празднования. Боги, по его словам, еще не дали разрешения. Люди боятся потерять урожай и, видя, что от Эзеулу пользы нет,  принимают решение массово обратиться в христианство, ведь Христос разрешает собрать урожай раньше, пока он еще не пропал. Чинуа Ачебе жестко судит своего героя - Эзеулу посмел поставить себя и волю бога выше воли народа. Христианство - это гораздо лучший духовный выбор по сравнению со строгими предписаниями патриархальных жрецов. 
 
Однако путь христианства к сердцам людей не был простым. Ещё несколько лет назад Эзеулу отдал одного из своих сыновей обучаться мудрости белого человека. Это решение далось ему нелегко и было поначалу осуждено жителями, тем не менее жрец его принял. Его сын стал ходить в христианскую миссионерскую школу. Там его в числе прочего обучили тому, что Библия предписывает убивать змей. Сын Эзеулу, знавший, что в хижине матери обитают два питона, оказался перед трудным моральным выбором. С одной стороны, он должен был убить их, с другой, ему была известна священная роль питонов в традиции его отца и большинства жителей. В итоге он решил просто запереть питонов в сундуке, это, по его мнению, было бы не совсем убийством. Однако Эзеулу нашел змей в сундуке, и разгорелся скандал. Как видно, не очень-то близки сельчанам христианские ценности, по крайней мере, пока не приходит время собирать ямс. 
 
Вообще у Эзеулу от детей одна только головная боль. Дочь недавно сбежала от мужа, потому что тот ее избил. Один сын занимается тем, что вырезает статуэтки богов, хотя Эзеулу настрого запретил ему это делать. Другой сын пристрастился к пальмовому вину, и один раз, выпив на спор больше положенного, опоздал на работу и был избит хлыстом белого человека. Во всех конфликтах, в которые попадают его дети, Эзеулу должен участвовать, чтобы спасти свою репутацию. И главное, никого из своих детей он не видит наследником в роли жреца. Лишь он один обладает должной мудростью. Никто кроме него не умеет прочитать послание новой луны и определить, что именно хочет сказать бог Улу.
 
В отличие от кенийца Нгуги Ва Тхионго Чинуа Ачебе не демонизирует англичан. Он не только не считает их абсолютными злодеями, но даже готов вникать в те проблемы, с которыми они сталкиваются в Африке. Капитан Уинтерботтом, по большому счету, положительный человек. Да, бывали случаи, когда он силой оружия вмешивался в конфликты между деревнями, но разве после этого не наступал порядок? Последний такой конфликт произошел совсем недавно. Деревни поспорили из-за куска земли. Один человек из деревни Эзеулу направился в соседнее поселение и там, находясь в гостях, сломал культовый предмет хозяина дома, олицетворяющий мужскую силу. Это было неслыханно, и человека этого убили. Начались столкновения, полдесятка человек были убиты с обеих сторон, и лишь белый человек смог быстро положить этому конец. Так что решительность капитана Уинтерботтома иногда оказывалась благотворна. Однако капитан, хотя и верит в исключительность Британии, не все решения руководства одобряет. Например, ему противна мысль о назначении искусственных вождей. Он понимает, что дело уже дошло до абсурда - вожди назначаются уже и там, где их никогда не было. Ему нравится пример Франции, которая подтягивает колонизированные территории до своего уровня, принося покоренному населению блага цивилизации. Впрочем, и Британия вовсе не ведёт себя как тираническое государство. Например, труд африканцев на строительстве дорог всегда оплачивается, хотя, правда, под конец администрации, чтобы уложиться в сроки, приходится использовать бесплатный труд.
 
«Стрела бога» призывает общество не буксовать в предрассудках прошлого, а двигаться вперёд. Это не значит, что воззрения прошлого должны быть грубо отброшены.  Это значит только то, что не все приходящее от белого человека вредно и заслуживает осуждения. Независимость, безусловно, была необходима Нигерии, что доказало освободительное движение до и после Второй мировой войны. Однако учиться у европейцев, по мнению Ачебе, можно и нужно, потому что не только зло принесла Британия в Африку.

Сергей Сиротин