Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Пробуждение совести. Дино Буццати. Загадка старого леса.

Внимание, в тексте раскрываются детали сюжета.

К сожалению, сегодня трудно смотреть на экологическую повестку спокойно, слишком уж она политизирована. Если кто-то высказывается в защиту природы, то за этим непременно стоит конкретный интерес, иногда вполне политический, либо это просто бессодержательный популизм. Тем более удивительно встретить совершенно иной взгляд в литературе. Речь пойдет о небольшом романе известного итальянского писателя Дино Буццати. Куда больше этот автор известен по книге «Татарская пустыня», но мы поговорим о произведении, написанном чуть раньше – романе «Загадка Старого Леса». Это, если можно сказать, экологическая притча без радикализма и агитации. Автор прежде всего рассказывает историю, а вовсе не вербует сторонников. И вот уже между строк просматривается важная тема, связанная с тем, что природа одушевлена, а значит, не должна терпеть жестокого обращения со стороны человека.

В романе это бездушное человечество, которое следует вразумить, воплощает Себастьяно Проколо, законченный солдафон в чине полковника. Жизнь его была связана с армией, но вот ему уже за пятьдесят и пришло время выйти в отставку. Недавно ушел в мир иной его дядя, который оставил полковнику в наследство часть леса из своих владений. Другая часть, куда более крупная, досталась племяннику Проколо – мальчику по имени Бенвенуто. И вот книга начинается с того, что Себастьяно Проколо въезжает в свой новый дом недалеко от леса. Сразу же становится понятно – это не реалистическое произведение. Здесь птицы и ветра обладают даром разума и голоса, а в деревьях живут духи. И главное, никто этому не удивляется.

Полковник Проколо хочет быстро навести свои порядки. Несмотря на то что он должен считаться с лесной комиссией, запрещающей причинять откровенный вред природе, Проколо ведет себя своевольно. Часть его владений занимает так называемый Старый Лес с вековыми елями, так вот полковник хочет его попросту вырубить. Ему главное, чтобы земля приносила доход. Когда до его сведения доводят, что после вырубки леса духи, обитающие в деревьях, потеряют среду для жизни, Проколо смягчается и обязывает духов унизительно собирать по лесу хворост на продажу. В этом мире огромной силой обладают ветра, которые могут влиять на погоду и причинять разрушения. Один такой могущественный ветер по имени Маттео был заперт в пещере, и духи захотели его освободить, чтобы направить силу Маттео против полковника. Но Проколо их опередил и сам освободил Маттео, лишив духов последней надежды продолжать жить независимо.    

Полковник человек жесткий, несентиментальный, решительный и злой. Зная, что его племяннику Бенвенуто достались куда большие по площади земли, он хочет убить мальчика и как раз предлагает это сделать ветру Маттео. Полковник вообще много раз будет пытаться избавиться от племянника и каким-то чудом мальчик всегда будет оставаться жив. Конечно, Себастьяно Проколо типаж полукарикатурный, и ему не хватает живых человеческих черт. Но мы не забываем, что перед нами притча. Поэтому полковник напоминает злодея из сказки, которому нужны только богатства. Правда, в сказке добро побеждает только потому, что оно добро, а у Дино Буццати подход немного иной. Поначалу мы, пытаясь сохранять бесстрастность, наблюдаем за тем, как Проколо предпринимает череду попыток убить Бенвенуто. Но злодеяния копятся, и даже такой грубый человек, как полковник, испытывает что-то вроде пробуждения совести. А вернее – глубокую обиду. В итоге он приходит к переоценке ценностей. Да, добро победило, но не потому, что оно добро, а потому что через совесть оно подвело человека к страданиям по причине зла.

Как же это произошло? Бенвенуто вместе с другими мальчиками из пансиона неподалеку приходил играть в лес, и полковник следил за этой игрой, одновременно обдумывая, как погубить племянника. Но странное дело: стоило полковнику появиться в лесу, как что-то менялось, происходило колебание атмосферы и игра детей мгновенно теряла задор. Проколо пришел к выводу, что его присутствие нарушало гармонию, что лес ему не благоволил и воспринимал враждебно. Это его обидело и оскорбило до глубины души. Оказывается, мало быть юридическим хозяином леса, нужно еще заслужить его любовь. Так Проколо и начинает свой путь к переоценке ценностей. Следующий шаг он делает, когда узнает, что птицы решили совершить на ним суд. Они собрались на ветках и принялись обсуждать поступки полковника, после чего сочли их совершенно преступными. Вынести такое полковнику было непросто. Напомним, что он человек бесстрашный. Когда в дом к нему пришли кошмары с намерением напугать заболевшего мальчика Бенвенуто, полковник их ничуть не испугался и спокойно пропустил внутрь. Но суд птиц – это другое. Птицы сами признают, что привести в исполнение приговор человеку не в их власти, и все равно воздействие их вердикта на Проколо огромно. Есть какая-то скрытая власть у слов и живых существ даже над непробиваемыми вояками. От слов птиц в душе полковника рушится дамба самоуверенности, открывая путь безудержному потоку вины. И в довершении всех душевных страданий от полковника уходит тень. Вообще она была неестественно длинная, что нельзя было объяснить физическими законами. Тень исправно служила полковнику и, вероятно, олицетворяла его достоинство. В этой тени не было ничего плохого, никакого символического значения, передающего аморальность своего хозяина, во всяком, многие даже искренне хотели поглядеть на эту тень, как будто и впрямь речь шла о каком-то впечатляющем признаке породистости или аристократичности. И вот тень ушла, объявив, что больше не может терпеть позор. После суда птиц ей стало понятно, до чего низок ее хозяин. И она говорит Проколо: не найдется ни единого живого существа, готового тебе помочь. Гордый полковник сначала выгнал тень вон, назвав проклятой, а потом захотел вернуть, но не сумел. А в конце романа происходит неслыханное: Проколо признается ветру Маттео, что всю жизнь лгал и притворялся. Теперь он даже кается. Ветер без труда понимает причину. Не нужно было стыдиться признать свою старость и свою слабость, и тот факт, что ты обычный человек. Полковник, правда, как будто не рад утешениям. Он хочет остаться один и ему не нужна компания даже преданного ветра. Читатель понимает, что в душе полковника впервые как будто возникает человеческая искра. Зажечь ее разве не назначение притч?

Конечно, «Загадку Старого Леса» не втиснуть в каноны критического реализма. Это скорее сказка для взрослых, чем книга с подробно прописанными характерами, конфликтами и борьбой идей. Послание Дино Буццати обращено к сердцу, а не к разуму. Оно учит нас добру, показывая, что зло не может восторжествовать, пока существует человеческая совесть. Поэтому всегда остается возможность сделать переоценку ценностей, взглянуть на свой путь и осознать ошибки. Был эпизод, когда Проколо заблудился в лесу и вынужден был провести в нем ночь. Так вот, оставшись наедине с природой, он научился различать звуки и насчитал их целых 15 видов. Контакт с природой оказался способен изменить восприятие грубого и бесчувственного человека. Здесь действительно можно увидеть экологическую тему. Духи леса – это, безусловно, носители первозданной природной чистоты, испортить которую ради прибыли готовы современные люди. Причем духи изображены довольно слабыми и подневольными. Они являются носителями каких-то знаний, но все это может исчезнуть, если не остановить человека, занесшего топор.

Впрочем, при желании можно доказать, что природный мир в «Загадке Старого Леса» - это не только добро и благо. Я имею в виду следующий фрагмент: «По безлюдным долинам часто бродят пагубные мысли, недобрые желания, и откуда они берутся – неизвестно. Их рождает одиночество, а потом они проникают в сердце: для того чтобы в человеке поселилась такая зараза, достаточно лишь долго смотреть на лес в те дни, когда дует северный ветер, или наблюдать за кучевыми облаками, или просто пройти по одной из тех заросших, петляющих между деревьями тропок, что бегут на северо-запад». Следует ли из этих слов, что природа человеку не такой уж друг? Очевидно, что отчасти да. Именно так у полковника и родилась идея убить племянника. Никто не будет спорить с тем, что ответственность целиком и полностью лежит на нем, но как быть с тем, что сам лес подтолкнул пожилого солдата к роковому решению?

Значит, лучше всего встать на ту точку зрению, что воздействие природы на человека двояко. И вот уж кто точно видит в ней чудо, так это дети. Здесь Дино Буццати подводит нас к еще одной важной теме – необратимости взросления. Магический мир духов в этом романе особенно хорошо видят дети. Детство – это территория волшебства, и именно ребенок наделен особым даром воспринимать скрытые силы природы. С огромной горечью Буццати пишет о том, что это не навсегда. Однажды ребенок вырастает и, приходя в лес, больше не видит духов и не слышит их голосов. Это может произойти за одну ночь. Вчера был ребенок, а сегодня уже взрослый. Лес вроде тот же и все же воспринимается по-другому. Он становится скучным, поэтому, побродив немного, дети просто уходят. Печаль взросления, когда часть каких-то первичных знаний о мире, начинает о тебя ускользать, наполняет читателя особым ощущением потери. В каком-то смысле «Загадка Старого Леса» превращается в сказку о потерянном рае.

В этой книге Дино Буццати лишен агрессии фанатика-проповедника и вряд ли надеется на какой-то мгновенный социальный эффект от своей работы. Здесь все слишком условно – условный лес, условный злодей-полковник, условный мальчик. Это сказка и притча. В ней рассказана история, которая на секунду может заставить нас оглянуться на себя и задуматься. Победа добра безусловна, а зло терпит поражение не только в силу законов поучительных историй, но и потому что теряет внутреннюю силу после пробуждения совести.

Сергей Сиротин