Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Пробуждение крестьянства. Ли Ги Ён. Родная сторона

Ли Ги Ён. Родная сторона. Пер. А. Хана и Д. Приемского. М.: Художественная литература, 1967.

Корейский писатель Ли Ги Ён родился в 1895 году. В юности он обучался каллиграфии, позже посещал школу европейского типа. Потом некоторое время работал в глуши в уездной канцелярии, и такая жизнь очень тяготила его. По этой причине он бросил работу, путешествовал, хорошо узнал жизнь простых людей, а позже отправился учиться в Токио. В 1920-х годах начал литературное творчество. В 1933 году начал публиковаться его роман «Родная сторона», а через год Ли Ги Ёна арестовали по сфабрикованному политическому делу.  Это не помешало книге стать популярной. Более того, в 1930-1940-х годах это было одно из самых популярных литературных произведений Кореи, выдержавшее семь изданий.  Для Ли Ги Ёна, пролетарского писателя, приверженного христианским ценностям, смысл литературного творчества очевиден – это пробуждение масс. «Родная сторона» - книга о рождении крестьянского самосознания. Долгие годы они живут во мраке, когда наконец понимают, что могут и должны бороться за свои права.

Ли Ги Ён описывает в романе несколько семейств. Действие разворачивается в небольшой деревеньке Вонтхо. Подавляющее большинство действующих лиц – это бедные крестьяне, которые вынуждены брать в долг, чтобы не умереть от голода. Долг они отдают урожаем. Вот взять семейство Вон Чхира и Пак Сон Не. У них несколько детей. Сына отдать учиться не получилось, не хватило денег, и теперь этот молодой парень целыми днями горбатится на поле, помогая немолодому отцу. Дочь сумела попасть на близлежащую ткацкую фабрику. Она живет в общежитии, зарабатывает очень мало, и все равно про нее говорят, что она сделала карьеру. Другое семейство живет относительно неплохо, но таких, как они, очень мало. За всю жизнь матери удалось собрать тысячу вон, содержа трактир и продавая водку. Это гигантские для крестьянина деньги, ведь дом можно купить за сто вон. Все порицают мать за торговлю, но в душе понимают, что не так уж важно как ты заработал деньги. Теперь ее дочь Пан Гэ самая завидная невеста в деревне. Третье семейство – это Хи Чжун, его родители, жена и ребенок. Хи Чжун – очень противоречивый, но, вероятно, самый любимый герой писателя. Ему отвратительна женщина, на которой его заставили жениться в четырнадцатилетнем возрасте. Он согласился жениться только в обмен на разрешение родителей продолжать учебу. Он учился в Сеуле, потом поехал в Токио. Когда он вернулся, все были разочарованы. Они ожидали, что Хи Чжун вернется богачом, а у него не оказалось даже лишнего гроша. Хи Чжун не думает о семье, он думает о других. Он участвует в работе молодежной организации, имеет яркие лидерские качества, стремится во всем помогать крестьянам. Он однозначный прообраз будущего социалиста, хотя, возможно, и сам это до конца не осознает. Он ослеплен мечтой о свободе и труде, о дне, когда крестьяне сбросят рабские оковы и станут хозяевами собственной жизни. Есть в романе и другие крестьяне, но большинство объединяет одно – беспросветная бедность.

Очень контрастно с ними смотрятся те, кто имеет власть. Таков прежде всего Ан Сын Хак, управляющий помещичьими землями в Вонтхо. Старики еще помнят время, когда он был голодранцем, но с помощью обмана и махинаций с землями ему удалось занять выгодную должность. Этот человек – почти карикатурный капиталист. Его интересуют только деньги, люди – лишь средство их получить. Ан Сын Хак имел несколько жен, распутничал, дети у него от разных женщин. Самый большой его страх – это опозорить свой якобы дворянский род. У него есть дочь от первой жены по имени Гап Сук, и прошел слух, что она спуталась с одним парнем, про которого говорят, что, хоть он и родился у богатого торговца, в действительности сын нищего крестьянина. То, что она спуталась с ним – подтвержденный факт и то, что парень безродный, – похоже, тоже. Теперь у Ан Сын Хака постоянная головная боль. Он не только хочет спасти репутацию дочери, но и, разумеется, заработать на этом. Так и проходят его дни в мыслях о деньгах. Когда Ан Сын Хак подумывает заняться собственной бахчой, то даже это для него это не праздное увлечение. Он любит дыни и арбузы, но не дает желаниям ослепить себя и точно подсчитывает, принесет ли затея прибыль. Доходит до того, что он говорит: вот мы поставим на бахче сторожку, будем там отдыхать в тени, следовательно, будем меньше потеть и меньше будем тратить на мыло и жалованье прачке, которая будет стирать нашу одежду. Дела крестьян его не волнуют, он даже не знает, что им по ночам снится, как они продолжают работать. Ему главное, чтобы они вовремя сдавали урожай. Для этого он даже готов угощать их водкой. Однако в эти отвратительные, но хотя бы неизменные отношения крестьян с управляющим вмешивается природа. Случается наводнение, поля затапливает, дома приходят в негодность. Какой-то урожай можно собрать, но его крестьянам не хватит даже чтобы заплатить арендную плату и налоги. Крестьяне, ведомые Хи Чжуном, готовы начать забастовку, требуя у управляющего отмену или хотя бы снижение арендной платы. Ведь платить просто нечем. Управляющий, получив у помещика указание не давать спуску крестьянам, не соглашается. Начинается дипломатическая война, где все средства хороши.

Казалось бы, вот он момент пробуждения крестьянства, еще немного и они завоюют свои права. Но все не так просто. Крестьяне Вонтхо в основной массе неграмотные и не верят в свои силы. Они доверяют Хи Чжуну, особенно когда он ввел позабытые было «туре» - трудовые бригады, совместно обрабатывающие поля всех ее участников. Благодаря «туре» крестьяне даже смогли что-то подзаработать. Но выступить против управляющего и помещика им попросту страшно. Они напуганы и, даже понимая, что в любом случае будут голодать, готовы собрать урожай, чтобы отдать арендную плату. Крестьяне полностью закабалены. Каждый год они берут в долг, чтобы по его окончании все выплатить зерном. Большую частью они отдают – и платой за землю, и налогами. Часть оставляют себе на пропитание. Едят они только то, что вырастили сами, про мясо никто не слышал. А часто у них нет даже зерна и есть приходится барду – побочный продукт водочного производства, отвратительную кашицу, которой обычно кормят скот. И даже за бардой выстраивается очередь! Когда нет барды, крестьяне обращают взоры на траву и кору деревьев. Курят они только табак, на сигареты нет денег. Некоторые в жизни не сидели даже на обыкновенном стуле, а получая шкаф в приданое от невесты, кладут его в комнате набок из-за слишком низких потолков. Вот почему отправить дочь работать на фабрику считается очень престижным. Тогда она покидает дом, и ее хотя бы не надо кормить. Впрочем, у работниц на фабрике тоже пробуждается классовое сознание. Они искренне не могут понять, почему они производят продукт (обычный, не предмет роскоши), который не могут купить. Здесь тоже стихийно вспыхивает забастовка, однако легко подавляется.

Также нужно понимать, что Корея в 1920-х находится под протекторатом Японии, и японским хозяевам глубоко безразличны страдания корейского народа. Японская «Восточная компания» скупает крестьянские земли, оставляя бывших владельцев ни с чем. Попытки противостоять японцам вроде той, что произошла 1 марта 1919 года, были пресечены. Поэтому крестьяне абсолютно бесправны. И вот появляется лидер Хи Чжун, который хочет помочь им. Это почти романтическая сказка о социализме, хотя слово социализм не произносится ни разу, равно не как не упоминаются имена Маркса и Ленина. Этот социализм только зарождается в головах людей, это не столько оформленная идеология, сколько просто непонимание и неприятие текущего устройства жизни, где царит тотальное бесправие. Деревенька Вонтхо – чистейший пример эксплуатации большинства меньшинством. И Хи Чжун борется с собой. Он чувствует, что его окружает только эгоизм и недальновидность, что его покидают силы, что настигает отчаяние, и все равно он готов быть маяком для крестьян. «Не по широкой ровной дороге поведу я этих людей в мир света и счастья. Я поведу их по неизведанным тропам, сквозь колючие кустарники…» А между тем, жители Вонтхо даже не склонны считать, что труд – самое ценное и важное, как полагает Хи Чжун. Поэтому крестьян, по его мнению, еще нужно перевоспитывать. Он даже считает, что и любовь не так важна по сравнению с трудом. Любовь мужчины к женщине и наоборот должна соединяться с идеалами труда и службы народу. Одновременно нужно бороться с предрассудками, которых особенно много в религиозной среде. Матери больной дочери монахи советуют нарисовать на бумаге девять лошадей и произвести манипуляции с чашками водки и закуской в сорока шагах на восток от дома. Тогда болезнь якобы должна отступить. Крестьяне, в свою очередь, недалеко ушли от монахов. Они верят, что количество дождей, которое должно пролиться на поля, отмеряет рождающийся каждый год дракон. 

«Родная сторона» Ли Ги Ёна – роман о суровой жизни. Судьба крестьян Кореи кажется беспросветной, а помощь извне они как будто даже и не готовы принять. Однако есть люди вроде Хи Чжуна, которые отказываются от жизни для себя, которые фактически бросают семью на произвол, лишь бы помочь общему делу освобождения бедных. Такой выбор делает Хи Чжуна противоречивым, но очень интересным образом. Несомненно, что Ли Ги Ён симпатизирует социалистам, да и после Корейской войны он остался на Севере. Однако «Родная сторона» - это ни в коем случае не агитка и не памфлет, а попытка понять жизнь народа, ее трудности и беды. 

Сергей Сиротин