Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Разрушение идиллии. И. Гете. Избирательное сродство

Внимание: в тексте раскрываются детали сюжета. 
 
Над романом «Избирательное сродство» Гёте работал продолжительное время. Полностью текст был опубликован в 1809 году. Под конец замысел полностью захватил писателя, и он работал в таком же быстром темпе, как в пору своей юности. В основе этой книги лежит попытка распространить законы неживой природы на мир людей. Законы эти, впрочем, непостижимы, равно как и поступки героев романа. Поначалу идиллический, наполненный картинами природы, этот роман ведёт читателя от пейзажей безмятежного счастья к подлинной трагедии. Причина этому - человеческая страсть. Четыре главных персонажа романа испытывают любовные муки, и каждый делает свой выбор.
 
Сюжет следующий. Барон Эдуард и его супруга Шарлотта живут в замке в живописном месте. Их жизнь - полная идиллия, возможно, потому что путь к совместной жизни у них был непростым. И у Эдуарда, и у Шарлотты это не первый брак. Ранее они были несчастливы с другими, но Шарлотте удалось развестись, а Эдуард сумел дождаться смерти жены. Теперь они вместе и счастливы. Эдуард ранее был при дворе, но теперь живет в замке. Вокруг замка разбиты сады и парки, и Шарлотта занята их постоянными улучшениями. У Эдуарда есть друг капитан, очень талантливый человек, не могущий найти достойного места. Эдуард предлагает пригласить его пожить у них. Шарлотта поначалу против, но потом соглашается с тем условием, что она заберет из пансиона свою племянницу Оттилию, девушку очень скромную, чьи таланты очевидны, но не могут раскрыться из-за застенчивости. И Эдуард, и Шарлотта понимают, что приезд гостей может нарушить установившийся покой и распорядок, и даже говорят о том, что могут влюбиться, однако все равно принимают решение принять капитана и Оттилию. Поначалу все идет своим чередом. Оттилия, хотя она и не служанка, с удовольствием прислуживает хозяевам, а капитан, используя практические познания, помогает Шарлотте с парком. Дело, однако, оборачивается так, как они и опасались: Шарлотта слишком сближается с капитаном, а Эдуард без памяти влюбляется в Оттилию. Чтобы влюбленности не зашли слишком далеко, капитана решают отправить, благо у него обозначилось перспективное место, а Эдуард спонтанно отправляется на войну, надеясь в сражениях охладить любовный пыл. Однако у него ничего не выходит: он по-прежнему без ума любит Оттилию. Тогда он решает развестись с Шарлоттой и жениться на девушке, а Шарлотта при этом должна выйти за капитана. Все должно было так и получиться, если бы не трагический случай: Оттилия случайно утопила недавно родившегося ребенка Шарлотты и, чтобы наказать себя, решила отказаться от Эдуарда, хотя тоже его любила. Позже она умерла от внезапной слабости. А вскоре умер и Эдуард. На войне его не смогли убить, зато он сумел отойти в мир иной в своем замке. Вот так натянуто сентиментально, в духе Шекспира кончается эта история.
 
Конечно, мелодраматические натяжки в этом романе избыточны. Как может ни с того ни с сего умереть девушка в самом расцвете лет? Как может умереть здоровый мужчина, и не просто здоровый, а сумевший отличиться в сражениях? Мысль Гёте понятна: для него любовь и любовные переживания обладают особой исключительностью и в буквальном смысле способны оборвать жизнь человека. Перед любовью его герои беззащитны. Эдуард, построивший наконец семейное счастье, внезапно влюбляется в юную девушку, почти подростка, да так влюбляется, что не способен опереться на здравый смысл и готов ради нее все. И это при том, что его жена беременна. Эдуард настолько ослеплен, что о ребенке даже не задумывается, он сам готов его отдать Шарлотте, считая, что она лучше о нем позаботится. Сама же Шарлотта проявляет в этом смысле большую выдержку, она, почувствовав влечение, сама отдаляет от себя капитана. И все же их брак трещит по швам, как они, собственно, и предсказывали. Вообще, похоже, Гёте намеренно сделал свой роман предсказуемым. На первых страницах Эдуард и Шарлотта обсуждают то, как нехорошо было бы иметь в замке лишних гостей, и что они могут в них влюбиться, и потом так и происходит. Осуществляется, как Гёте его называет, избирательное сродство.
 
Избирательное сродство - это химический термин. Собственно, именно от обсуждения химии Эдуард и Шарлотта и переходят к обсуждению чувств. В химических веществах скрыта загадка. Почему происходит так, что вещество А, будучи связанным с веществом Б, разрывает с ним связь, когда появляется вещество В? Пожалуй, что разумом это охватить невозможно, это некая глубинная природная сила, которую можно только наблюдать, но невозможно объяснить. И это несмотря на научный прогресс. Уже в начале 19-го века один из героев этой книги говорит, что каждые пять лет, в отличие от более раннего времени, теперь необходимо переучиваться. Слишком много происходит открытий, и знания быстро устаревают. И если нельзя поспеть за прогрессом, то как поспеть за чувствами? Привязанности людей друг к другу тоже не поддаются объяснению. Понимая это, один из гостей Эдуарда и Шарлотты, некий барон, выступает носителем очень прогрессивных взглядов на брак. Он прямо говорит, что браки нужно заключать на пять лет, а потом менять партнеров. В долгих браках наступает скука, и совместная жизнь приедается.
 
«Избирательное сродство» - это роман о разрушении идиллии. В начале книги Эдуард и Шарлотта гуляют по своим угодьям, раскинувшимся вокруг замка. Красота природы словно подчеркивает красоту их душ. У них много планов, особенно в части обновления садов и парков, и жизнь кажется бесконечной. И как в одночасье все разрушается с приездом гостей! Пожалуй, Шарлотту и Эдуарда можно даже назвать людьми праздными. Может быть, в этом и причина их болезненного переживания чувств. Достаточно посмотреть, как Эдуард, человек при немалых деньгах, рассуждает о нищих. Ему не нравится, когда они просят у него подаяние, и он даже хочет установить специальное место для них в деревне, лишь бы они не околачивались около замка. Эдуард ещё не знает, что скоро сам подобно нищему будет просить руки Оттилии. В целом же общество в замке собирается самое высшее и привилегированное. Дочь Шарлотты, которую забрали из пансиона, разыгрывает в замке любопытные представления - так называемые живые картины, когда реальные люди на сцене копируют какие-нибудь известные произведения живописи. И вполне понятно, что девушки, подобные ей и Оттилии, считают обезьян, которых они случайно встречают в книге, образцом уродливости. Жизнь проходит в вечных развлечениях и праздности, пока не приходит время трагедии. Оттилия, которая еще вчера мечтала об Эдуарде, превращается в затворницу, выбирая путь страданий, а после даже погибает. Погибает, как уже говорилось, и Эдуард. Гёте отказывается подарить счастье своим героям. Иррациональное избирательное сродство оказывается глухой силой, не способной никого оживить.
 
Гёте в этом романе полон смирения. Он рассуждает о вечности и смерти. И одновременно он бесконечно сентиментален. Отчасти опережая время устами своих героев, он все равно довольно плоско описывает любовные переживания и ему ещё далеко до экзистенциальных откровений. Это классический роман ушедших времён, где все герои были цельными, смело шли по предначертанному пути и не боялись даже встретить смерть. Не забудем здесь малореалистичную деталь: даже близость смерти на войне не избавила Эдуарда от мыслей об Оттилии. Бывает ли так в реальной жизни? Вопрос сложный, и потому тем более удивителен однозначный ответ на него Гёте.
 
Сергей Сиротин