Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Петруша и Комар. Игорь Лёвшин

«Петруша и Комар» - один из последних сборников замечательной серии Олега Зоберна «Уроки русского». В нём представлено творчество Игоря Лёвшина во всем разнообразии: от радикально-авангардного рассказа «Жир» о взаимодействии проекций одного сознания и до любопытных полуфантастических рассказов о ближайшем будущем.

Евгений Чижов включил сборник рассказов в число 10 лучших современных книг:

  сборник абсурдистских рассказов радикального поэта-авангардиста Евгений Чижов

Но, если абстрагироваться, есть некий шаблон, что представляет из себя проза поэта. Это часто милые полуатобиографические произведения, которые могут быть красивыми и лиричными, но не всегда глубокими. Есть множество исключений, вспомнить хотя бы прозу Федора Сологуба, Бориса Поплавского, Георгия Иванова и других. Рассказы Лёвшина также удивляют своей свежестью и работой с языком. Один рассказ может погрузить в бездны сознания и ты будешь увлеченно следить за карточной игрой его симулякров (рассказ «Жир»). Не успеваешь опомниться как уже следишь за тем, как проститутка попадает из грязи в князи (организует свой бизнес). Робо-собаки, обученные эротические коты и мир, где люди живут вместе с животными и обучают их чиновничьей работе, сюрреалистический эротический мир бесов с отсылкой не то к Сологубу, не то к Достоевскому и многое другое.

Один из самых странных рассказов - «Петруша и Комар». Лёвшин смешивает сюрреалистическую картину любви Петруши и насекомого, которое превращается в женщину, в Ларису. Не обошлось без Кафки, но не так прямолинейно.

Герои рассказов Игоря Лёвшина зачастую одинокие сердца, ищущие свое место в жизни. Кому-то удается, кому-то — нет (и тогда у них концовка такая же как у героя «Оп Олоопа» Филлоя). Некоторые рассказы о болезненной одержимости сексом ("Руби уже на рельсах"), и тут на ум приходит и «Мишень» Зельдовича и «Нимфоманка» фон Триера. Зачастую Лёвшин использует полуфантастические, сказовые элементы, чтобы вызвать здоровую эмоцию. А необычные повествовательные ходы добавляют изюминку, которую непросто забыть.