Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Ты светишься в темноте. Лилиана Коланци

You Glow in the Dark. Liliana Colanzi. Translated Chris Andrews

Мир Лилианы Коланци — это странный мир, где сосуществуют пещеры, радиоактивные люди, бесы и пророки. И вроде бы кажется, что это не наша реальность, это о ком-то другом, но как говорил Достоевский: реальность фантастичней вымысла. 3 сентября 1987 года двое мужчин вошли в заброшенный, частично разрушенный Институт лучевой терапии Гоянии (GRI) на северо-востоке Бразилии. Они искали металлический хлам, как можно меньше подверженный коррозии, чем тяжелее, тем лучше, потому что скупщики металлолома платят за фунты. То, что они обнаружили в разрушенных помещениях GRI, могло спровоцировать «одну из самых серьезных радиационных аварий, произошедших на сегодняшний день», как позже классифицировало Международное агентство по атомной энергии. Этот инцидент привлек внимание Коланци и вдохновил на создание сборника рассказов.

«Ты светишься в темноте» - четвертый сборник Лилианы. Также как в «Нашем мёртвом мире» она добавляет в рассказы фантастические элементы. В книгах Коланци экспериментирует и расширяет границы своего творчества. Здесь голоса – из разных контекстов и реалий, с широким спектром амбиций, разочарований и неповиновения – наполняют страницы и пространство этих книг. «Действительно, это один из аспектов, который интересует меня больше всего в писательстве», — сказал Коланци, представляя книгу в подкасте Hablemos Escritoras , — «возможность, словно на доске для спиритических сеансов, вызывать другие голоса, разные точки зрения, взгляд, отличный от моего».

В рассказах «Атомито» и «Ты светишься в темноте» Лилиана фантазирует на тему присутствия радиации в нашем мире. Герои становятся аутсайдерами в обществе как прокаженные. Им трудно найти работу и социально адаптироваться, не говоря о том, что радиационные отходы будут влиять на жизни и здоровье людей ещё много лет после после распада (у Цезия-137, упоминаемого в рассказе, период полураспада 30 лет, а гарантированный распад 300). Как тут не вспомнить Чернобыльскую катастрофу?

Но самый интересный рассказ - «Пещера». В нём Коланци работает во всех четырех измерениях времени и пространстве. Главный герой — пещера, чья история тянется с древности, с того момента, когда матери приходится умертвить своих новорожденных близнецов (исторически у многих народов это считалось плохой приметой в древности), и до далекого будущего, когда становится возможным путешествовать во времени, и люди нашли способ сбегать в комфортную для них точку времени. Сталактиты, сталагмиты, эрозия — всё подвергается разрушению и является началом чего-то нового, может болезненного, а может и приносящего радость. Неизменным остается лишь объект в точке пространства и времени с тяжёлой юдолью: стать свидетелем гибели или прогресса человечества.