Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

История молодой девушки. Бернардин Рибейру

История молодой девушки. Бернардин Рибейру. Перевод Ольги Овчаренко

Расцвет рыцарской культуры приходится на XII-XIII вв., что было обусловлено, во-первых, окончательным его оформлением в самостоятельное и могущественное сословие, во-вторых, приобщением рыцарства к образованию. Но уже к концу XV в. происходит закат. С одной стороны из-за развития боевой пехоты, а рыцари традиционно принадлежали к кавалерии, с другой — зарождением буржуазной идеологии и преддверием начала буржуазных революций.

Под закат рыцарской культуры появились романы Рибейру, Монтемайора, Сервантеса, деконструирующие героический эпос. Один из первых - «История молодой девушки» - в Португалии XVI в. С одной стороны это произведение повлияло на творчество Луиша де Камоэнса, с другой дало вдохновение Сервантесу для создания главного шедевра Золотого века испанской культуры (в Испании он пришелся на эпоху расцвета барокко в XVI в — начале XVII в).

Произведение Рибейру начинается как, казалось бы, традиционный сентиментально-рыцарский роман. Есть бродячие рыцари, готовые служить прелестницам и защитить слабых и обездоленных, ищущие любви и сражающиеся с противниками. Есть пастухи и замки. Рассказчица, повествующая нам обо всё происходящем. Но самое интересное, что сюжет нелинейный. До некоторого момента кажется, что повествование будет скучным. Любовь, пастораль, рыцарь, бегущий за своей Дульсинеей. Но... через некоторое время повествование прерывается и начинается история другого героя, затем третьего, ещё и девушек. В какой-то момент Рибейру связывает все истории воедино и мы понимаем, что это всё единый мир, крутящийся вокруг Ламентора и прилежащих к его замку территорий. Причем Рибейру не ограничивается лишь традиционной сентиментальностью, его роман скорее похож на сатиру на рыцарские романы, где кроме любви повсюду соседствует смерть. А как иначе? У рыцаря недолгий век: месть, поединки, дуэли не способствовали долгой жизни. И это, кстати, удивительно. Рибейру не романтизирует бродячую жизнь воинов. Даже Ламентору, пытающемся встретить спокойно свою старость в замке, приходится исполнить долг чести, чтобы спасти своего друга.

Героический эпос окончательно уходит в прошлое, уступив место пародии и сатире, ведь действительность рыцарской жизни далека от идеала и мечты, что воспевали когда-то миннезингеры.