Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Эпоха провода и струны. Бен Маркус

Эпоха провода и струны. Бен Маркус. Перевод Олега Лунёва-Коробского

Со времен возникновения первого романа в античности авторы постоянно находятся в поиске подходящего языка и метафор для описания реальности. Как показал Мур в монографии «Роман: Альтернативная история», это обычное состояние литературы. Бен Маркус не исключение. И, если область языка у автора исследована, благо сам писатель дает богатую пищу для размышлений (в обширном послесловии Стаса Кина сделан акцент на языке), то наукоёмкая метафоричность и способ описания мира и взаимоотношений между персонажами встречается реже.

Другая часто упоминаемая черта прозы Маркуса — абсурдизм. Наиболее очевидно сравнение с «Космикомическими историями», где Кальвино точно также искал метафоры в мире науки, описывая свой инопланетный мир: астрономия, космология, физика. Маркус пошел по этому пути. Он нашел как связать физику электричества, аэродинамику, анатомию, растениеводство и серость будней жителя с фермы.

«Эпоха провода и струны» - квазиавтобиография самого автора. Маркус описывает детство, проведенное на ферме с родителями, братом Джейсоном и собакой. Мать — мягкая, покладистая, отец — жёсткий, мог приложить руку, дабы наказать непокорных.

МАТЬ — Самое мягкое место в доме. Пахнет изысканной и сладкой пищей. Часто передвигается по комнатам, воркуя имя особи. Устав, она садится, а участники соперничают за возможность побыть в её объятиях.

ЗАКОН ЧАСТНОГО ДОМА — Правило осанки обитателей, определяющее желаемое положение к отцу: Наклонись вперёд, подай еду, заточи карандаш. Никогда не стой сверху, не сбрасывай ротовую упряжь, не сжимай тунику слишком сильно в его присутствии. Его тряпки следует расчесывать пальцами, его речь записывать, команды выполнять, слюну — ни при каких обстоятельствах не вытирать с лица.

Несмотря на кажущуюся абсурдность, эти описания не так далеки от нашей реальности. У кого есть дети, тем более не увидит здесь ничего фантастического. Как мы помним, и Достоевский считал, что реальность фантастичнее вымысла.

Но самым неисследованным у Маркуса остается аспект взаимоотношений между персонажами. В 70-е Мишель Каллон и Бруно Латур разработали акторно-сетевую теорию, которая как нельзя лучше подходит для описания того, что происходит в "Эпохе провода и струны". Цель отказаться от традиционных отношений между субъектом и объектом и приравнять их, назвав акторами. А «сеть объединяет собой гетерогенные объекты, принадлежащие разным порядкам – человеческие и нечеловеческие, определяет структуру их взаимодействия. Центры перевода позволяют накапливать и мобилизовать информацию, тем самым обеспечивая сети подвижностью. Б. Латур обращал внимание, что «ANT – это теория о том, как дать возможность акторам выразить себя». Актор и сеть становятся неразделимы, принадлежат одной реальности, «отсюда и понятие акторской сети»» (А. С. Сивоконь). Актор у Маркуса любой субъект и объект, будь то спящий, пес, птица, погода, животное, растение, дождь, тряпье. Провода объединяют все элементы в единую сеть. Углубляя метафоричность, Маркус придает изоморфные свойства гетерогенным элементам сети: воздух - еда, ветер сдирает кожу с птиц, дождь — кинжалы, раздирающую плоть изнутри при набухании.

Делая акцент на языке и стирая грань между субъектом и объектом, Маркус дает возможность подняться над своей серой обыденностью и взглянуть на неё незашоренным нетривиальным взглядом, чего порой очень не хватает в жизни.