Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Урок анатомии. Данило Киш

Несмотря на то, что сборник публицистики Киша «Урок анатомии» имел вполне конкретную цель. А именно — вскрыть писательскую кухню творческого акта создания литературного произведения, попутно показав, что без влияния не пишется ни одно современное литературное произведение. Киш приводил в пример свой сборник «Гробница для Бориса Давидовича», камень преткновения современной автору критики, «Травницкую хронику» Андрича и «Искушение Святого Антония» Гюстава Флобера.

Но глянем всё же, почему именно эта книга автора выделялась из всего написанного им тогда. Уже общим местом стало упоминать фразу Адорно «после Освенцима нельзя писать стихи». Именно она как нельзя лучше подходит для понимания нападок на «Гробницу для Бориса Давидовича». После ужасов лагерей, казалось, что единственный возможный метод нарратива для его описания — документальный. И, хотя уже вышли книги Примо Леви, Эли Визеля и Солженицына (да, Киш писал не только о концлагерях, но и советских лагерях), но публикация сборника «Гробница для Бориса Давидовича» взорвала СМИ. Критики начали обвинять Киша в плагиате, упоминая документальные источники, например, того же Роя Медведева. Тем более, что автор в сборнике выбрал метод вымышленных биографий, который до этого никто не использовал для описания ужасов XX-го века. Да, документально или никак. Один из критиков даже пытался найти упоминание А. А. Дармолатова (вымышленного Кишем писателя) в энциклопедии. А так как автор писал не только о концлагерях, но и советских, а до него сравнивали их мало, то, конечно, журналистов и критиков начало это задевать. Самый действенный способ — обвинить в плагиате.

Ответ не задержался, опубликовали сборник «Урок анатомии», где автор не только указывает на слабость современной автору критики, на отсутствие литературного вкуса, нехватку знаний в теории литературы и банальном незнании программы филфака с соответствующими примерами, приводил примеры работы с источниками Андрича и Флобера. И, конечно, сборник показывает не только Киша-писателя, но и Киша-незаурядного читателя, знакомого с литературой мира. Вот лишь немногие авторы, что повлияли на автора и с которыми он постоянно вёл диалог и полемику:

Эндре Ади, Иво Андрич, Гийом Аполлинер, Исаак Бабель, Ролан Барт, Сол Беллоу, Библия, Хорхе Луис Борхес, Герман Брох, Альфред Дёблин, Милош Црнянский, Марина Цветаева, Антон Павлович Чехов, Джеймс Джойс, Уильям Фолкнер, Мишель Фуко, Николай Васильевич Гоголь, Кнут Гамсун, Франц Кафка, Никос Казандзакис, Реймон Кено, Артур Кестлер, Дежё Костолани, Мирослав Крлежа, Лотреамон, Михаил Юрьевич Лермонтов, Курцио Малапарте, Томас Манн, Осип Мандельштам, Ги де Мопассан, Шандор Петефи, Борис Пильняк, Марсель Пруст, Александр Сергевич Пушкин, Франсуа Рабле, Ален Роб-Грийе, Владислав Реймонт, Жан-Поль Сартр, Исидора Секулич, Мигель Сервантес, Виктор Шкловский, Лев Николаевич Толстой, Иван Тургенев, Томас Вулф, Вирджиния Вулф, Бруно Шульц, Робер Пенже.

Можно долго рассуждать о дискуссии Киша с Еремичем, критиком которому не давал покоя сборник «Гробница для Бориса Давидовича», детальное описание которой схоже с уроками анатомии, местами чуть более эмоциональное, местами хирургически хладнокровное. Но сборник точно должен стоять рядом с «Магией книги» Гессе и «Книгами моей жизни» Генри Миллера.