Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Смирение титана. Патрик Уайт. Фосс

Патрик Уайт. Фосс. Пер. с англ. Д. Целовальниковой. М.: Издательство АСТ, 2022.

Мы уже писали про роман «Древо человеческое» австралийского нобелиата Патрика Уайта и говорили о том, что вместо ожидаемой самобытности читатель увидит в нем скорее классическое реалистическое письмо «большой земли». Однако роман «Фосс», написанный в 1957 году, рассказывает гораздо больше об исконном укладе этого континента. Здесь по-прежнему действуют европейцы и мы наблюдаем жизнь колонистов-аристократов, однако в центре как раз столкновение с изначальной цивилизацией австралийских аборигенов. Европейцы предпринимают попытку впервые пересечь континент и составить карту. Как известно, колонисты жили только на побережье, отказываясь селиться в глубине Австралии по причине чрезвычайно жестокого климата. Так вот главный герой книги, грубоватый и неопрятный немец Фосс, бросает вызов природе. Именно он глава экспедиции, которая отправляется с восточного побережья к центру континента. Роман Патрика Уайта превращается из описания дерзкой попытки покорить ландшафт в описание борьбы с самим Богом. Фосс ненавидит человеческое смирение, но под конец все же признает непрочность человеческого удела.

Действие происходит в 1840-е годы. Немец Фосс недавно прибыл в Австралию и пришел наведаться к своему покровителю, зажиточному торговцу тканями мистеру Боннеру. У него и его жены миссис Боннер есть свои дети, а также у них живет племянница по имени Лора Тревельян. Эта молодая женщина и встретила Фосса в доме Боннеров, потому что семья в это время была в церкви. Лора девушка образованная, что в те годы было скорее помехой. Она прочитала все книги, которые можно было достать в колонии, но общаться ей не с кем. Отказавшись верить в Бога, она стала рационалисткой и никогда не беспокоилась. Фосс ей не понравился. Какой-то он нескладный и бесцеремонный, даже за одеждой как будто не следит. К счастью, вернулись дядя и тетя и избавили ее от его общества.

Мистер Боннер обещал содействие Фоссу в его начинаниях, связанных с экспедицией. Он предложил ему изучить карту. Какую еще карту? – удивляется Фосс. Я сам буду первым, кто составит карту. В этом весь он – дерзкий, уверенный в себе и почти бесцеремонный. Тем временем мистер Боннер решил подключить к экспедиции еще нескольких людей. Так что снаряжение и провиант Фоссу обеспечены. Также мистер Боннер рекомендовал кое-кого в качестве участников экспедиции. По большому счету, Фосс самодостаточен и ему никто не нужен. Будь его воля, он отправился бы в путь босиком и один, однако все же вынужден набрать команду. Кто же в этой команде? Во-первых, это орнитолог Пэлфримен, который хочет собрать коллекцию птиц. Фосс считает его жалким типом, особенно когда узнает про обстоятельства его жизни. Во-вторых, это привязавшийся к нему мальчик Гарри Робартс. Гарри во всем зависит от Фосса, потому что Фосс принимает за него все решения и избавляет таким образом от необходимости думать самому. В-третьих, это странный и, по-видимому, мистически настроенный тип Фрэнк Лемезурье, который борется со своими демонами и пока сам не знает, чего хочет. Фосс познакомился с ним на корабле, идущем в Сидней и сам предложил ему занятие – пойти с ним на край света. С этими товарищами Фосс отправляется сначала на корабле в Ньюкасл, а оттуда движется на запад и делает две остановки. В Рейн-Тауэрс его ждет некто Сандерсон, а в Джилдре некто Бойл, те самые другие покровители, связанные с мистером Боннером. Они дают овец и коз. Бойл, полуотшельник, который живет в лачуге из горбыля на самом краю цивилизации, хорошо понимает Фосса, видя у него желание докопаться до глубин своей мятежной натуры. По его мнению, отправиться к центру континента – это прекрасная идея. Разве кто-либо другой из цивилизованного Сиднея был бы способен так понять Фосса? Между тем число участников экспедиции растет. К ней присоединился молодой скотовод Ральф Ангус, а также крепкий бывший каторжник Джадд, самый приспособленный к трудностям человек. Кроме того, в группу входят два аборигена с черным цветом кожи – старик Дугалд и мальчик Джеки. Собрав участников и проверив снаряжение и провиант, Фосс выступает на запад.

Он человек смелый, решительный и бесстрашный. Но назвать его авантюристом нельзя, потому что его не интересуют деньги. Он хочет именно покорить Австралию, которую считает своей. Здесь его периодически охватывает ощущение бесподобной красоты, но все равно ему всегда хватает самого себя. Фосс фактически отвергает связь с другими людьми, окружающие пейзажи ему куда более интересны, тем более что он тут же становится их центром. Некогда он сам вырвал себя из семьи. Он хотел сначала стать хирургом, потом, обнаружив в себе отвращение к людским телам, заинтересовался ботаникой. Так или иначе он покинул дом и отправился на край света. Но сущность свободы ему так и не открылась. С родителями он давно потерял связь и считает, что они, вероятно, уже умерли. Сейчас смертельные опасности только пробуждают и укрепляют в Фоссе дух жизни. Слова доброжелательности и поддержки его наоборот убивают. А опасности между тем только множатся. Все бы ничего, но вокруг кавалькады, возглавляемой Фоссом, постоянно снуют аборигены. Иногда они убегают при попытке контакта, иногда готовы к диалогу, хотя на языке жестов много не скажешь. Главное, неясны их намерения. Начинает пропадать скот, который потом невозможно найти. Члены экспедиции заболевают лихорадкой. Вода на исходе, людей постоянно бьет озноб, так что понемногу зреет недовольство. Фосс готов прийти на помощь заболевшим, но может поступать и жестко. Когда исчезли овцы, Фосс решил пристрелить верную собаку. Члены экспедиции уговаривали его не делать этого и обещали делиться с собакой едой из собственного рациона, чтобы не истощать запасы, но Фосс был непреклонен. Ему не нужны сантименты. В итоге, натерпевшись лишений, некоторые хотят повернуть назад, впрочем, Фосс их не держит. Поредевшая процессия продолжает движение на запад, но руководит ими уже почти отчаяние. Похоже, что непостижимый Фосс, казавшийся некоторым Богом, ведет их к верной гибели. Тем не менее у них есть сила относиться к ландшафту с почтением и чувствовать, что их личные желания не так важны на фоне вечности. Патрик Уайт пишет об этом так: «Природа настолько поражала воображение, что описать ее нереальность на фоне собственной ничтожности не представлялось возможным». И все же участники экспедиции теряют надежду и хотят умереть. Пусть от изможденного Фосса исходит свет, но фактически это слабая свеча, догорающая внутри его черепа. Те, кто пожелал остаться с Фоссом, стали его частью. Но они уже боятся того, что могут произнести их уста. В этих словах может быть слишком много истины.

Фосс воплощает архетип бесстрашного первооткрывателя, и сила его тем выше, чем более изнеженным и неприспособленным к жизни выглядит аристократическое общество колонистов. Женщины в Сиднее тратят большую часть энергии на поддержание приличий. Они обсуждают мужчин и всегда готовы вынести безжалостный приговор в отношении того, являются те настоящими джентльменами или нет. Ведь право быть джентльменом даровано далеко не каждому. Миссис Боннер и ее знакомые выясняют, не слишком ли вызывающе смотрится крупный рисунок на шали. Да и вообще делать резкие движения запрещено. Та же миссис Боннер строго замечает дочери: «Юные леди, которые вот-вот выйдут замуж, в комнату заходят, а не вбегают». Какое дело до этого Фоссу, чья душа устремлена вдаль?

Тем не менее Фосс успел сильно зацепиться за покинутый мир пикников, приемов и церемонных речей. Вернее, за представительницу этого мира, хотя ей в нем тоже тесно. Речь идет о Лоре Тревельян, племяннице мистера и миссис Боннер, которая первая встретила Фосса в доме. Потом им довелось встретиться еще пару раз. А однажды в ночном саду они испытали прилив взаимных чувств и взялись за руки. Можно смотреть на это как на мимолетное переживание, но в действительности все оказывается гораздо глубже. Несмотря на первоначальное отторжение Лоре как будто удалось понять Фосса. Она сказала ему: «Вы пустыня со скалами, все существует только для вас. Вы человек особенный и обособленный, поэтому вам так хочется исследовать неизведанные земли. Вам даже нравится ненависть людей, которые слабее вас». И странное дело, Лора именно поэтому и начинается восторгаться Фоссом, о чем сама же ему и говорит.

Она вообще непохожа на тех, кто ее окружает. У нее есть самомнение, но она это осознает. Вопрос в том, ведет ли самомнение к реальной силе. Лору одолевают мрачные мысли, которые могут перейти в навязчивые идеи. Она способна увидеть преходящий характер человеческих достижений, а вот ночь для нее поистине необъятна и вечна. Она как будто боится собственной земли, но в этом никогда не признается. И насколько отличается от нее Фосс, который готов бросить вызов самому Богу. Лора вроде не религиозна, но сообщает Фоссу, что готова молиться за него. А Фосс только замечает: «Бог, от которого отказываются люди, это немощный бог, который есть в них самих. Поэтому такой атеизм – это самоубийство». Впрочем, из этих слов еще ничего не следует. Фосс ненавидит человеческое смирение. Вот его слова: «Ненавижу смирение! Неужели человек настолько низок, что должен валять в прахе подобно червю? Если таково покаяние, то грех куда менее уродлив!» Ему не нужны любовь и сентиментальность. Пусть его тело поглотит глушь Австралии, но он впишет свое имя в историю. Минералы ему ближе, чем люди. Он поглощен Идеей, которую не способны опошлить слова жалких людей. Люди вокруг вообще не могут понять его силу. Поэтому они посредственности и скоты. Будущее – это воля, и до чего же жаль, что он отправился в экспедицию не один. Компаньоны только ограничивают его волю. В экспедиции ему потребовалось взять ответственность за других, а это не что иное как угроза его свободе. Он считает, что его право покорить сердце континента проистекает даже не столько из его силы и решимости, сколько из того, что он лучше других познал свой разум.

Так или иначе между Фоссом и Лорой, разделенными сотнями миль, установился почти мистический контакт. Для Лоры недостатки Фосса перевешивают его достоинства, но ей вполне хватает этого несовершенства, потому что несовершенна и она сама. Именно за такое благополучие несовершенных людей она и готова молиться Богу. А Фосс видит в Лоре своенравную невинность и подпадает под ее очарование. Теперь они как будто переживают на двоих единый опыт. Лора вообще поняла Фосса не разумом. Она поняла его даже тогда, когда не могла с ним согласиться. Их единство и борьба сосредотачиваются вокруг одного и того же вопроса о смирении. Несгибаемый Фосс в итоге приходит к смирению, но это точно не смирение раба. На его губах улыбка, а в душе и сердце какой-то необъяснимый и очень глубокий опыт, который, возможно, открыл ему наконец истину. Это смирение титана воли и духа. И Фосс принимает его не ради себя или Бога, а ради Лоры. Рациональные ответы всегда приводили Фосса в ярость. Их дают только те, кто является всего лишь людьми. Но теперь Фосс начинает любить тех, кого ненавидит, потому что наконец как будто признает свою вину. Лора же прозревает три стадии человеческого существования: из Бога в человека, потом человек, затем от человека к Богу. Она говорит так: «Я думаю, что жизнь, которую я проживу, мне совершенно неподвластна».

Роман «Фосс» - это очень мощная книга о человеческом духе. В этом сопротивлении духа природе и проявляется австралийская самобытность Патрика Уайта. Правда, его героя трудно увязать с гуманистическими ценностями европейской литературы. Независимость и самодостаточность Фосса, пусть эгоизм в них бескорыстен, являются не лучшим примером для людей. Фосс является слишком сильной личностью, чтобы кого-то учить. Он может только сиять, не зря же его некоторые воспринимали как Бога. И смирение, к которому Фосс приходит ради Лоры, трудно назвать слабостью.

Сергей Сиротин