Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Бред Тьюринга. Эдмундо Пас Солдан

Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй

«Тилемахида», том II, кн. XVIII, стих 514

Бред Тьюринга. Эдмундо Пас Солдан. Перевод Н. Бойцовой

В нулевые была популярна идея цифровой свободы. Появлялись миры вроде Second Life с социальным взаимодействием. Активничали вовсю цифровые пираты, подводя под свои действия философскую базу (и даже создавались пиратские партии). Но Большой брат не терял бдительности. И слежение, ограничения, страх стали соседствовать с чуть померкшими анархистскими цифровыми идеями. Информационные технологии стали доступнее, хакеры стали умнее и изощреннее, но неизменными остались субъекты социального и общественно-политического взаимодействия: государство, олигархия (корпорации) и человек.

С эволюцией технологий выросла потребность в ещё большей кибербезопасности. И роман «Бред Тьюринга» Пас Солдана смотрится как нельзя более актуальным. Нет того романтического флера, что был, когда смотрели фильм «Хакеры». Но всё узнаваемо. Playground повторяет и превосходит Second Life, хакеры, спецслужбы и власть (хотя в романе указан Монтенегро, но мы-то понимаем, что это прямая отсылка к правительству Уго Бансера). И, конечно, не последнюю роль в романе играет криптоанализ.

Возможно, вся наша жизнь — не что иное, как закодированное сообщение, ожидающее своего дешифратора...

Хотя Пас Солдан принадлежит к поколению авторов после Гарсиа Маркеса, но по сути мало что-то поменялось. Как в «Сто лет одиночества» транснациональные корпорации эксплуатировали Банановую Республику, так и здесь капитал довлеет над системообразующими предприятиями страны с подачи самих правителей, допустивших к приватизации водоснабжения и энергетики иностранных инвесторов. К чему это приводит рассказывать не надо.

Габриэль Гарсиа Маркес неспроста упомянут. Эдмундо Пас Солдан в своих романах строит свой современный технологический Макондо — Рио-Фугитиво, с той лишь разницей, что магию заменила цифра (хотя для кого-то и высокие технологии — часть чего-то неизведанного и магического, всё логично).

Фигура суперхакера Кандинского напоминает нам о Че. Изменились времена, и теперь революции строятся в цифре. Успешно иль неуспешно, но, главное, что Кандинский, как и Че, будет жить в наших сердцах.