Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Китайский ад. Вера Богданова. Павел Чжан и прочие речные твари

Вера Богданова. Павел Чжан и прочие речные твари. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2021.

В российской традиции существует довольно жесткое разделение на фантастику и «серьезную литературу». Их взаимопроникновение возможно разве что на территории социальной фантастики, что доказали братья Стругацкие. В произведениях этого жанра часто видна озабоченность автора будущим, которое, как правило, не приносит человеку ничего хорошего, несмотря на развитие технологий. В жанре социальной фантастики как раз написан роман Веры Богдановой «Павел Чжан и прочие речные твари», который вошел в длинные списки ряда российских премий. Вера Богданова – подопечная Ольги Славниковой, поэтому можно ожидать, что фантастические элементы в ее романе не будут чисто эстетическими, а расскажут некую правду о человеке, что, собственно, и делает литературу серьезной. К тому же фантастические элементы здесь не такие уж фантастические. Это просто экстраполяция технологий, которые мы видим уже сейчас, в ближайшее будущее. Главное в «Павле Чжане» – это наш общий страх 21 века, что технологии нас поработят.

В романе описан конец 2040-х годов, во всяком случае мы будем свидетелями празднования столетия КНР. Ряд Азиатских государств объединился в союз над началом Китая и Россия в их числе. Китай – это образцовая страна, где все самое лучшее. Жить и работать там – мечта многих в России. А наша страна, между тем, попала в полную зависимость от Китая. В России повсеместно учат китайский язык и имеют хождение юани, а президент по фамилии Енисеев постоянно заверяет китайских партнеров в своей лояльности. Среди тех, кто мечтает о Китае, - талантливый программист Павел Чжан, ребенок от смешанного брака китайца и россиянки. Отец Павла был доктором филологии и работал в России учителем. Он был предан своему делу и научил китайскому сына. Время, когда Павел жил с родителями, было лучшим в его жизни. Но однажды отец исчез, просто сел на электричку и не вернулся. Мать после этого пошла по кривой дорожке, а потом исчезла тоже. Оставшегося без родителей Павла забрали в детдом. Здесь он стал жертвой сексуального насилия со стороны некоего мужчины по прозвищу Просто Костя, который его периодически забирал из детдома за взятку директрисе. Позже Павел свяжется с адвокатом и начнет мстить, однако поймать и посадить Просто Костю так и не получится.

Теперь совершеннолетний Павел Чжан работает программистом в российском филиале китайской корпорации «Диюй» и мечтает, чтобы его взяли в головной офис компании в Китай. Китайцы тем временем ставят российскому отделению задачу – разработать новый чип для вживления в человеческое тело. В Китае население уже давно чипировано, но теперь чипы хотят усовершенствовать. Павел с редкостным рвением берется за работу. Он убежден, что чипы не принесут вреда, а наоборот помогут людям. Ведь они позволяют постоянно следить за здоровьем, а также делают преступление невозможным. Президент Енисеев уже согласен по примеру Китая чипировать и российское население. В свободное от работы время Павел помогает в детских домах, где знакомится с девушкой Соней, таким же волонтером. Их отношения медленно развиваются, пока Павел не узнает, что Соня связана с «террористами» «Контранет», организации, выступающей против тотальной цифровизации общества. Павел категорически против них. Даже когда по телевизору показывают их пойманных членов, ему их ничуть не жаль. Какой смысл выступать против сбора информации спецслужбами, если последние это делают для нашего же блага? Теперь его отношения с Соней поставлены под удар. К тому же в одном детском доме Павел случайно встречает человека, очень похожего на Просто Костю. Отныне его жизнь меняется. В его душе поднимается волна ярости, и он готов уничтожить мучителя. Как решить эти проблемы – неприязнь к Сониной «террористической» идеологии и желание убить насильника – и не разрушить свою мечту о переезде в Китай? Тем более, что для Сони китайцы – это насекомые-захватчики вроде саранчи, которые понемногу подчиняют себе Россию. Впрочем, в желанный Китай Павлу попасть удастся, но увидит он там совсем не то, о чем мечтал.

Павел Чжан понимает, что жизнь превратила его в жертву. Он несет этот крест, но не пассивно, а пытаясь бороться. Он чувствует, что на нем как будто выжгли клеймо «сирота» и «чужой», и все вокруг это клеймо видят. Чувство вины пожирает его. Почему он позволил Просто Косте проделывать с собой такие страшные вещи? Был у него выбор или нет? Ведь за отказ его могли просто уничтожить. Или нужно было сопротивляться? Сейчас он утешает себя тем, что он потомок великой цивилизации и «воин с чистым разумом». В нем тлеют угли ненависти и, когда они разгораются, приходится в очередной раз вспоминать (или воображать) себе отца, который говорит, что настоящий воин обойдется без драки. Хотя в детдоме после встреч с Просто Костей он превратился в драчуна, научившись защищать себя. Тогда он ничего не чувствовал – «ни страха, ни стыда – ничего, лишь чистую ненависть, остывший и замерзший концентрат». И годы спустя его будет преследовать ощущение детдомовской мерзости, которая будет «настаиваться, как коньяк». Все, что ему нужно теперь, - это попасть в Пекин. А в России у него действительно ничего нет. Когда он вышел из детдома, государство смогло дать ему шестнадцать метров в коммуналке – вот еще одно свидетельство того, что технологии не очень-то способствуют реальному росту уровня жизни.

«Павел Чжан» действительно не такая уж фантастика. То, что станет обыденным в 2040-х, мы видим уже сейчас – беспилотные автомобили, чипы и очки дополненной реальности. Проблема в том, что все эти технологические новинки не меняют сути. Что Россия, что даже Китай – это страны, которые развиты очень неравномерно. Здесь хочется применить термин Александра Дугина «археомодерн», то есть развитие человека и общества без отсечения гнилых корней, удерживающих его в грунте примитивных потребностей и законов. В России 2040-х ты по-прежнему можешь не понравиться начальнику, которые одним решением уничтожит твои планы на будущее. Здесь по-прежнему братки могут отжать твой бизнес, используя методы 1990-х. Здесь по-прежнему деньги решают все. Описывая Москву будущего, Богданова часто говорит о соседстве небоскребов с лачугами. Кроме того, распрекрасные информационные технологии не позволяют решить важнейшую проблему мегаполисов – заторы на дорогах. Павел Чжан постоянно стоит в пробках. Поэтому достижения инженерии, как кажется, меняют облик реальности только эстетически. В 2000-х мы почувствовали, как ушла романтика интернета 1990-х, потому что лишились выбора и превратились в клиентов, за которыми охотятся корпорации. Так и при чтении этого романа очень сильно ощущение, что технологии развиваются не для общего блага людей, а потому что это кому-то выгодно, так как это средство контроля и порабощения. В этом, вероятно, и состоит послание «Павла Чжана»: может быть, чипы и хороши, в конце концов, главный герой искренне верит, что это сделает преступность бессмысленной и невозможной. Но есть теория, а есть практика. И пока решения принимает человек, здесь всегда будет пристрастность, тем более, что уже в Китае Павел Чжан обнаруживает весьма необычную возможность своей разработки, позволяющую чипам не только автоматически вызвать врача при угрозе здоровью, но и наоборот, «убрать» человека. Борьба китайского государства за самосохранение достигает таких угрожающих масштабов, что смысл такого государства становится непонятным. И Россию, присягнувшую Китаю, ждет то же.

В будущем, если верить этому роману, не будет ничего хорошего. Технологии не изменят людей, они просто поместят каждого человека в клетку, из которой он будет бояться выйти. Все, как и всегда, будет держаться на страхе, будет царить цифровой тоталитаризм. Даже очки дополненной реальности – это не столько инструмент, облегчающий каждодневные задачи, сколько способ подсунуть тебе ненужную информацию прямо перед глазами, где ты уже не сможешь от нее избавиться. Стоило Павлу Чжану один раз купить пирожок, как очки начинают донимать его пирожками. С раздражением Павел осознает, что созданный им чип превратился в орудие мошеннической рассылки и просто рекламы. Также в 2040-х возникает серьезное социальное явление – болезненная зависимость от сети. Помимо волонтерской работы в детских домах, подруга Павла Соня как раз еще работает в одном центре для реабилитации таких зависимых. Это пропащие люди, которые отказались от реальной жизни в пользу светящегося монитора. Они закупаются едой быстрого приготовления, надевают памперсы для взрослых и уходят в виртуальный мир.  Богданова не делает ни малейшей попытки защитить этот мир, и наоборот, ведет своего героя от наивности к истине дорогой разочарования и избавления от иллюзий. Ее роман – это смесь популярных жанров антиутопии и киберпанка. Из последнего взят разбирающийся в IT герой-изгой, в которого в конце превращается Павел Чжан. Соня тоже превращается в изгоя. Связь с организацией «Контранет» ставит крест на ее попытках устроиться на работу. Это еще одна грань страшной цифровой реальности. Цифры ничего не забывают, они все помнят, все твои прегрешения. Один неверный шаг – и будет запись в базе. И никакого второго шанса, никакой возможности что-либо исправить.

«Павел Чжан» имеет черты алармистского романа, то есть он несет предупреждение. Не стоит слепо приветствовать развитие технологий. Оно не влечет развития общества или социальных институтов. Люди просто превращаются в ресурс, чью жизнь крадет Интернет. Они уже не способны услышать сами себя. Остаются лишь немногие ценители, которые готовы прийти в старомодное кафе, где не работает Интернет и нет телевизионных экранов, чтобы почитать бумажную книгу за чашкой кофе. Что касается России в целом, то она остается деревней с небоскребами, где на отдельных улицах царит бандитский закон. Запланированная чипизация, очевидно, просто похоронит свободу, которой и так не слишком много. Павел Чжан до последнего хочет встроиться в этот мир, он борется сам с собой и с тем монстром, которого породил в нем педофил Просто Костя, он верит, что в Китае-то точно будет цивилизация будущего, и даже в лагере для приезжающих в Китай, являющемся по сути лагерем-полутюрьмой для промывки мозгов, он отказывается бросать свои иллюзии. Только вот в Китае он увидит лишь тупую исполнительность похожих на манекены служащих, невозможность сказать начальнику слово поперек и как ни странно всеобщую удовлетворенность таким положением вещей. В итоге глаза Павла раскроются, хотя читателю все станет ясно гораздо раньше. Здесь, впрочем, два пути. Либо поверить Соне, для которой цифровой мир – это инструмент слежки, или наивному Павлу, который трудится над чипами для общего блага. Финал романа развевает иллюзию выбора. Но и задолго до последних страниц понятно, что Россия от будущего ничего не выиграет и будет на вторых ролях. Путь Павла Чжана – это путешествие по аду, но не по европейскому аду Данте, а по китайскому. Согласно китайской мифологии, владения владыки ада Циньгуан-вана включают «двор голода» – Цзичан, «двор жажды» – Кэчан, и «камеру восполнения священных текстов» Буцзинсо… Павел Чжан последовательно проходит их все, чтобы окончательно освободиться от иллюзий. 

Сергей Сиротин