Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Юный Будда. Магдалина Сизова. Из пламя и света

О русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове написано необъятное количество литературы. Однако есть в ней, как сказали бы сегодня, и популярные произведения, предназначенные не для специалистов, а для простых читателей, которые хотели бы больше узнать об этом человеке и его жизни. Одна из таких книг написана Магдалиной Сизовой и называется строчкой самого поэта «Из пламя и света». Эта работа находится в общем ключе восприятия наследия Лермонтова и исходит из того, что его творчество – это художественное отражение жизни. При ее чтении очень часто поэтические строчки будут рождаться сразу после каких-то реальных событий, как бы их комментируя. Таково рождение любовной, гражданской и исторической лирики Лермонтова. И, конечно, нужно понимать, что книга появилась в советское время, когда в наследии 19-го века прежде всего обращали внимание на вольнодумные идеи, автоматически превращая их в революционные. Лермонтов, конечно, тоже был вольнодумцем. Он хотел отменить крепостное право и избавиться от самодержавия. Об этом говорят его стихи. Но Магдалина Сизова, кажется, делает несколько избыточный акцент на этом, превращая Лермонтова даже не столько в Ленина, сколько в Христа или Будду. Впрочем, это не дает ей исказить портрет поэта, человека противоречивого, трагического и сложного.

Лермонтов родился в знатной семье и мог не думать о деньгах. Имение бабушки, очевидно, приносило стабильный доход. Однако проблемы Лермонтова были связаны не с материальными трудностями, а с душевными и духовными. Уже в ранней юности он потерял мать, которая умерла совсем молодой. Отец поссорился с тещей и согласился оставить сына ей, причем автор сообщает, что теща ему даже заплатила за это. В итоге будущий поэт провел почти все детские и юношеские годы в местечке Тарханы Пензенской губернии. Здесь он играет с крестьянскими детьми, слушает рассказы гувернера о Французской революции, рано познает несправедливость жизни. Заканчивается отрочество, Лермонтов с бабушкой переезжают в Москву, где поэт поступает в Благородный пансион при Московском университете. Это место должно было готовить лучшие кадры для царской России, а в итоге приютило молодых людей, которые не очень-то понимали зачем России царь. В итоге за такие настроения Николай I понизил статус заведения и вернул телесные наказания для воспитанников. Блестящий Лермонтов, уже к тому времени написавший немало стихов, поступает в Московский университет. Однако учебу он не заканчивает, его рекомендовано отчислить за неуспеваемость. Лермонтов подумывает поступать в Петербург и быть поближе к боготворимому Пушкину, но в итоге выбирает карьеру военного, которая окажется ему ненавистной. Он отучился в юнкерской школе, получил офицерский чин и мог бы спокойно остаться завсегдатаем высшего света, если бы в 1837 году после смерти Пушкина не написал знаменитую «Смерть поэта». Выраженные в ней нападки на самодержавие естественно не пришлись по душе Николаю I, и Лермонтов отправляется в первую ссылку на любимый с детства Кавказ, который он один раз посещал в юности с бабушкой. Там он не то служит, не то просто путешествует – посещает Ставрополь, Кахетию, знакомится с известными людьми вроде вдовы Грибоедова и много пишет. Благодаря стараниям бабушки и прочих, ссылка длится недолго и вскоре Лермонтов возвращается. Однако после дуэли с сыном французского посла его арестовывают, а потом повторно ссылают на Кавказ уже по-настоящему. Он попадает уже не на минеральные воды, а в Тенгинский полк, которому грозит полное уничтожение от рук свирепых горцев. Лермонтов участвует в полноценных боевых действиях, но не столько потому что ненавидит горцев, сколько потому что хочет получить ранение и выйти в отставку. Вся его душа предана литературе, он задумывает громадный исторический роман о России, Виссарион Белинский уже называет его наследником Пушкина, стихи его сметают с прилавков. Но пуля его не берет! Отважно бросается Лермонтов в гущу боя, даже заслуживает представление к награде за храбрость, вот только царь не намерен награждать опального поэта. Его история кончается в Пятигорске, где несколько неосторожных слов, сказанных товарищу по юнкерской школе Мартынову, в итоге привели к дуэли. Мартынов, как известно, застрелил Лермонтова. В 26 лет покинул этот мир гениальный поэт, который еще столько мог бы написать.

Михаил Лермонтов принадлежал к тому типу людей, для которых творчество было неотделимо от жизни. Все события своей жизни, влюбленности, разочарования, идеалы и мечты он перекладывал на бумагу. Писал он постоянно, даже в палатке, когда учился в ненавистной юнкерской школе, которую потому и ненавидел, что она не почти оставляла ему времени на творчество. Но как личность он перерос свое время. Сизова не очень подробно развивает эту мысль, уделяя больше внимания гражданскому протесту, но она тоже звучит: Лермонтов был человеком, в котором уживалось сразу несколько людей. Такой тип, который постоянно надевает маски и без конца ищет одну-единственную подлинную сущность, - это предвосхищение будущей русской психологической прозы, европейского экзистенциализма и аналитической психологии Юнга. Лермонтов был разорван, он не цельная личность из поэзии Пушкина, его тянет и вверх, и вниз. Его влекут грозы и бури, и он готов общаться с демонами.

Одновременно Лермонтов выглядит у Сизовой этаким супергероем. Этот человек страдает, но не делает ошибок. Каждый день его жизни наполнен смыслом и творчеством. Это блестящий молодой человек, без конца сочиняющий не только серьезные стихи, но и шутливые поэмки, предназначенные для друзей или маскарадов. Современники отмечали, что Лермонтов мог быть довольно острым и даже циничным на язык, в конце концов, именно это и было причиной обеих дуэлей. Но у Сизовой все шутки Лермонтова остаются шутками, она не придает им серьезности и считает шалостью, простительной в дружеской среде. Для нее Лермонтов – это один из самых прогрессивных людей, который вслед за декабристами за тридцать лет предвидел, что крепостное право необходимо отменить. Это пламенный борец, которого, впрочем, нельзя назвать предвестником социалистов, поскольку конкретных идей в его творчестве нет. Поэтому Сизова и не делает из него предшественника большевиков, рисуя несколько абстрактный портрет юного романтика, плачущего над тем, что крестьян продали из имения другому помещику, восхищающегося Французской революцией и декабристами. Лермонтов-подросток действительно напоминает Будду до просветления, знакомящегося с человеческими страданиями. Он не понимает, как можно продавать людей и тем более избивать их. Недоумевает, кто же поделил людей на крепостных и помещиков, и почему одним можно все, а другие живут рабами. Позже он не будет понимать кавказскую войну, хотя будет сражаться, как истинный патриот. Царизм душит свободу – вот его убеждение, но сам он не может предложить никакой жизнеспособной альтернативы. Главное, что он уверен уже ребенком – все тюрьмы рухнут, как рухнула Бастилия.

В своем творчестве поэт представил образ человека будущего, человека 20 века, сложного, не способного разобраться в себе, путающегося в своих масках и не знающего своего «я». Таким же был и сам Лермонтов. Вся его жизнь – это череда разочарований, неудовлетворенности жизнью и предощущения скорой смерти. У него были проблемы с цензурой, пьесу «Маскарад» запретили к постановке с формулировкой: нельзя так осмеивать высший свет и в особенности дам. Даже в любви его преследовали неудачи, одну из его возлюбленных родители выдали за другого. Поэт искал ответы и на небе, и на грешной земле, пытаясь найти утешение в суровой стихии. Он был романтиком, но одновременно предвосхитил экзистенциальные поиски. Книга Магдалины Сизовой – это художественная биография поэта, в которой последовательно воссоздан его жизненный путь. Автор не исследует его стихов, но прослеживает их рождение, связывая с событиями жизни. Правда, чувствуется, что для нее Лермонтов – это прежде всего создатель гражданской лирики, человек честный и благородный, узник совести, как сказали бы сегодня. Ее Лермонтов убежден, что революция в России неизбежна и нужно всячески способствовать ее приходу. В меньшей степени Сизова касается трагедии его личного духовного мира, хотя об этом тоже говорится немало. В общем, «Из пламя и света» - хорошее начало для знакомства с жизнью одного из творцов русского золотого века.

Сергей Сиротин