Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Смотреть бездыханно. Карлос Кастанеда. Учение Дона Хуана

Книги американского антрополога Карлоса Кастанеды, который в начале 1960-х предпринял ряд поездок в Мексику, где обучался искусству магии у местного индейца, давно стали эзотерической «попсой». Они продавались миллионными тиражами, вызывая, очевидно, восторг у публики. Усиливало популярность то, что Кастанеда оставался фигурой очень загадочной и никто про него ничего толком не знал. Он написал серию книг о своем опыте обучения, где изложил систему индейских воззрений на магический мир и его законы. Верить этому или нет, каждый должен решить сам. Однако есть после прочтения ощущение какого-то фундаментального переживания, подрывающего веру в объективную реальность. Так ли действительно устроен мир, как мы его воспринимаем? И действительно ли классическая физика запрещает нам летать по воздуху и превращаться в птиц?

Кастанеда свел знакомство со своим учителем Доном Хуаном в Америке. Потом он поехал к нему домой в Мексику. Сам Дон Хуан почувствовал, что молодой американец может стать его учеником. Как водится, чтобы учиться тайному знанию, нужно пройти через серию испытаний. Кастанеда этим всю книгу и занимается. Сначала он ищет на веранде дома Дона Хуана некое пятно силы, на котором можно долго сидеть, не уставая. Потом получает право попробовать наркотический кактус пейот, интерес к которому, собственно, и привел его к Дону Хуану. Он переживает галлюциногенный опыт, из которого помнит только то, что играл с собакой. Это хороший знак, комментирует позже Дон Хуан и принимает решение учить Кастанеду дальше. В магическом мире, где, согласно Дону Хуану, по-прежнему могут жить некоторые индейцы, есть определенные силы. Силой могут быть наделены некоторые предметы. Их статус – самый низкий в магии. Они ничему не могут научить и их используют только для убийства врагов. Классом выше находятся «учителя» и «союзники». Учителя – это, например, Мескалито, к которому можно попасть, съев пейот. А «союзники» могут оказывать помощь, если их приручить. С Мескалито Кастанеда уже познакомился, увидев его в виде конкретной фигуры, теперь настало время приручить союзников. Дон Хуан предлагает попробовать с «травой дьявола», которая была союзником его собственного наставника. И очень подробно Кастанеда описывает всю процедуру: как нужно выкапывать корень этой травы, как его делить и обрабатывать, как сажать новое растение и так далее. Каждый шаг обставлен очень строгим ритуалом, нарушение которого может повлечь серьезнейшие последствия. После «травы дьявола» наступает черед «дымка» - это союзник самого Дона Хуана. Попробав «дымок», Кастанеда учился превращаться в ворону. Однако испытанный ужас его остановил. Очевидно, он многому научился, но в конце книги, не совладав со страхом, решил бросить обучение. Я, пишет он, проиграл первому врагу человека знания, то есть страху.

Мир сил, духов и магии у Кастанеды чрезвычайно богат на оттенки. Дон Хуан не говорит лишних слов, каждая его реплика выражает очень точную и конкретную мысль магической философии. Его невозможно поймать на ошибках, неточностях или противоречиях, потому что в голове у него чрезвычайно ясная картина. Но есть и слабые места. Самое сомнительное у Кастанеды – это объявление себя избранным. Сам он постоянно пишет, что испытывает страх и что ему не нужны никакие знания, но все равно продолжает посещать Дона Хуана. Именно Дон Хуан понял, что его американский друг избранный. Несколько раз он даже удивлялся его успехам. Он, безусловно, опытный маг и подлинный человек знания, но даже он говорит, что никогда не видел, чтобы Мескалито с кем-нибудь играл. Мескалито может принимать или отвергать, может даже шутить, но он ни с кем не играет. Только с Кастанедой! Позже будут и другие знаки, показывающие, что Кастанеда находит особый прием у магических сил. Конечно, Дон Хуан обставляет обучение по всем правилам элитной школы. Поначалу он объясняет Кастанеде, что не возьмется его учить, потому что тот сам не понимает, зачем ему это нужно и не знает своего сердца. Он утверждает, что одного желания, которое у Кастанеды поначалу действительно было, мало. Лишь индейцам достаточно одного желания, хотя таких индейцев и не много. Но постепенно он начинает открывать ученику тайны, впрочем, не все и не сразу.

Магический мир – не праздное место. Здесь случаются вещи, которые необратимы. Среди вопросов Кастанеды учителю, например, такой: можно ли сделать что-нибудь, чтобы понравиться Мескалито? Нет, решительно отвечает Дон Хуан. Либо нравишься, либо нет, сделать ничего нельзя. Мир магии – это мир других, мир сил, которые не являются тобой и тебе неподвластны. Его нельзя свести к порождениям воображения, что, наверное, и хотел доказать Кастанеда своими книгами. Этот мир реален, просто это не привычная реальность. Кастанеда после опыта превращения в ворону и полета долго допытывается: я действительно летал? У меня были крылья? Мое тело исчезло? Да, отвечает учитель, было то, что ты чувствовал. В такой мир можно попасть, если оглядываться и искать вокруг себя чудеса. Если заниматься только собой, как это делает западный человек, то безнадежно устанешь и проживешь всю жизнь в слепоте. А магический мир населен живыми силами, обладающими чем-то вроде души. «Трава дьявола», например, соблазняет своей силой. Но если с ее силой не справляешься, она может убить. Когда-то ее многие добивались. «Дымок» позволяет видеть и летать, как птица. Дон Хуан не знает слов «рай» или «Бог», которые ему подсовывает Кастанеда, пытаясь описать свои переживания. Для него мир пронизан силами и только ими. Все пути одинаковы – они ведут никуда. Но путь, имеющий сердце, стоит того, чтобы его пройти. Он приносит радость и делает сильным. Примечательно, что Дон Хуан не стремится превратить свое видение в философию сверхчеловека. Он понимает, что человеку уготован человеческий удел и рваться за его пределы, может, и не нужно. Нужно жить по законам мира людей, хотя попасть в другую реальность можно, если приручить союзника. Но в целом человек должен оставаться человеком, что не так уж и плохо. Цель обучения – стать человеком знания. Но, предупреждает Дон Хуан, человеком знания нельзя быть постоянно. Им можно стать на время, когда победишь четырех врагов – страх, ясность ума, которая приходит после победы над страхом, саму силу, которой уже обладаешь, и старость.

Еще одна важная мысль Кастанеды состоит в том, что мир магии в целом уходит в прошлое. Что-то изменилось в воздухе времени, и теперь даже индейцы не ищут силы, не приручают союзников, не разговаривают с магическими защитниками и учителями. Раньше было иначе, люди хотели быть сильными. Сейчас ту же «траву дьявола» унизительно используют как обычное лекарство.

Конечно, после прочтения остается множество вопросов, которые задаст любой читатель, не имеющий экстатического опыта. Что значит «путь, имеющий сердце»? Что значит быть вороной? Дон Хуан пытается донести до рассказчика, что это другая реальность, которую нельзя судить по законам мира, в котором мы привыкли жить. Эта попытка разграничить два мира, хотя и оставляя связи между ними, – и есть задача индейского учителя Кастанеды. Но ученик упорен и так и не может оторваться от привычной твердой почвы, где все так понятно. «Учение Дона Хуана» может быть выдумано от начала до конца – такие инвективы по адресу автора звучали неоднократно. И все же оно имеет все черты реального эзотерического знания, хотя бы в силу отдаленных сходств с известными традициями. Например, мысль о том, что одно только знание имени силы, контакта с которой ищешь, может дать определенную власть над ней – это вполне себе распространенная идея западного эзотеризма. Учение Дона Хуана развито, богато деталями и внутренне непротиворечиво. Это стройная система взглядов на особое, как сегодня сказали бы, психофизическое состояние. Сам же Дон Хуан – настоящий человек знания. Он путешествует по путям, имеющим сердце, и «смотрит, смотрит бездыханно». Его невозможно рассердить, потому что для этого нужно сделать что-то важное. А важное в поступках окружающих людей он уже давно не видит.

Если отбросить версию о мистификации, то «Учение Дона Хуана» претендует на полноценную эзотерическую систему. Но корыстный интерес из него исключить нельзя. Дон Хуан предупреждает автора: разглашать состав курительных смесей, порядок отправления ритуалов и прочее ни в коем случае нельзя. А чем занимается избранный Кастанеда? Как раз тем, что все описывает во всех подробностях. И «Учение Дона Хуана» лишь первая книга длинной серии, где Кастанеда будет уточнять и дополнять эзотерическую философию мексиканских индейцев.

Сергей Сиротин