Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

О слонах и людях. Ромен Гари. Корни неба

Ромен Гари. Корни неба. Пер. Е. Голышевой. М.: Э, 2018.
 
«Корни неба» - самый знаменитый роман Ромена Гари, единственного французского писателя, дважды удостоенного Гонкуровской премии. Первую премию он поручил как раз за эту книгу, опубликованную в 1956 году. Ещё живы в памяти бесчеловечные преступления недавней войны, и писатель, как кажется, находит неожиданное решение, как вернуть человечеству гуманистические ценности. Потребность в этих ценностях огромна. Война вроде бы закончилась, но усиление роли Советского Союза на международной арене и конфронтация с США убеждают всех, что строится новый мировой порядок - биполярный. Мало кто может избегнуть мыслей о том, что новая война возможна и, может быть, даже случится очень скоро. На этом тревожном фоне возникает герой «Корней неба» - француз средних лет по имени Морель, который отправляется в Французскую Экваториальную Африку (ФЭА), а именно в Чад, чтобы убедить и африканцев, и колонистов в том, что сейчас как никогда важно сохранить природу. Символом природы, буйной, шумной и свободолюбивой, у него становятся слоны, численность которых год от года только сокращается. Причина тому - высокий спрос на слоновую кость. Когда слонов убивали африканцы ради мяса и половых органов, необходимых для отправления ритуалов, это ещё куда ни шло. В этом случае баланс численности удавалось сохранять. Но с приходом европейцев и профессиональных контрабандистов ситуация изменилась. За год ради слоновой кости уничтожаются десятки тысяч особей. Кроме того, случаются убийства и просто ради забавы, когда в Африку приезжают охотники пострелять чисто ради удовольствия. Морелю такая ситуация отвратительна. Он ходит по инстанциям и всем сует на подпись свои бесконечные петиции в защиту слонов. Желающих подписать, впрочем, немного. Отчаявшись что-либо изменить мирным путём, Морель отправляется в джунгли и сам начинает охоту на тех, кто обижает слонов. Он нападет на охотников, на тех, кто содержит склады слоновой кости, даже на известного журналиста из Америки, который тоже приезжает поохотиться и после ранения от пули Мореля вызывает сильную головную боль у самого губернатора, который наконец понимает, что ситуация выходит из-под контроля.
 
Здесь необходимо сказать несколько слов о политической обстановке в ФЭА. Вообще говоря, в конце 1940-х это один из самых спокойных районов Африки. В Кении, Руанде, Нигерии стычки с колонистами и африканских народов между собой дело привычное. Но во французских колониях жизнь лишена острых конфликтов. Отдельные африканцы вполне даже могут сделать политическую карьеру во Франции. Таков, например, Вайтари. Он африканец, обучался в Париже и даже стал депутатом французского парламента, позже вернулся на родину и занял должность представителя округа Уле. Африканский народ тёмен и не склонен бунтовать. Старикам важна не политическая независимость, а возможность продолжать молиться своим богам, что французам обеспечить не трудно. В городских поселениях Чада практически ничего нет. Есть разве что кафе «Чадьен», которое держат два подозрительных персонажа, которые этим кафе прикрывают контрабандную торговлю оружием. Здесь же работает девушка Минна, недавно пережившая падение Берлина, несчастную любовь к русскому солдату и мужское насилие. Именно в это кафе и приходит Морель со своими петициями, прежде чем удалиться в джунгли и начать вооруженную борьбу. Он нечасто вызывает симпатию, чаще равнодушие, а иногда и презрение, открыто демонстрируемое бывалыми охотниками.
 
Морель настоящий фанатик, он просто одержим идеей спасения слонов и не видит ничего вокруг. Для него цивилизация - это нечто слепое и гибельное, это просто человеческая непорядочность. Пожалуй, он даже весьма наивен, раз полагает, что может своими петициями что-то изменить. По его мнению, человеку нужно вернуть себе достоинство. Раньше у человека в друзьях были собаки и кошки, но теперь этого мало, ему необходимы слоны. К слонам Мореля привел опыт заключения в немецком лагере в годы войны. Там был один человек, показавший ему пример подлинного мужества. Он рассказал, что всякий раз когда его покидают силы и становится невмоготу, он думает о том, как резвятся на воле слоны, обладающие подлинной свободой. Так и Морелю слоны помогли выжить. Теперь он готов защищать их с оружием в руках. Он не стремится перегибать палку и не намерен никого убивать. Он просто хочет наказать людей. Ведь что будет если их не остановить? Они обнаглеют только сильнее. Некоторые уже додумались до нового торгового изделия - делать из слоновьих ног корзины для хранения вещей вроде зонтов. Морелю это причиняет реальную боль. Поэтому он выслеживает и ранит охотников, но не смертельно. Одну женщину-охотницу он, например, просто слегка выпорол. 
 
Со временем когда у Мореля появляются сторонники и, в частности, берлинская барменша Минна отправляется к нему с грузом оружия, дело принимает серьезный оборот. Дело в том, что, несмотря на общую пассивность африканских народов в Центральной Африке, есть отдельные люди, которые хотят поднять людей на сопротивление колонизаторам. Таков упоминавшийся уже Вайтари, бывший депутат французского парламента. Его мечта сделать Африку свободной от европейских держав, превратить ее в центр мирового экономического роста. Ему глубоко безразличны верования его предков. Более того, он их ненавидит. Он понимает, что именно из-за этих верований отдельные европейцы видят в Африке романтическую колыбель человечества и приезжают сюда, чтобы отдохнуть от цивилизации. А ему не нужны романтические сказки, ему нужна промышленная мощь, школы, университеты и дороги. Вайтари сам, кажется, до конца не понимает, что является продуктом французской политической культуры, ведь фактически он хочет превратить Африку в европейскую страну. Он намерен добиваться свободы с оружием в руках, и, когда ему на глаза попадается Морель, он охотно к нему примыкает, якобы чтобы защищать слонов, а на самом деле чтобы взращивать ростки ненависти к колонизаторам. Ведь истребление слонов - это отличный символ варварского отношения французов к естественным богатствам Африки. Заставив людей любить слонов, можно заставить их ненавидеть чужаков. В общем, Вайтари действует заодно с Морелем. Но как Вайтари не понимает, зачем вообще спасать слонов, так и Морель не понимает, зачем освобождать Африку, если достаточно просто защитить слонов. У них разные цели, и когда они наконец это понимают, это приводит их к конфликту.
 
Морель наивен не только потому, что верит во всеобщее сочувствие своему делу, хотя одно это уже удивляет. Он наивен и потому, что рассчитывает найти отклик среди африканцев. Он не может понять, что местные племена рассматривают слонов только как источник мяса. Африканцам не до спасения природы, когда живот постоянно ноет от голода. Поэтому они целенаправленно охотятся на этих зверей и знать не хотят ни о каких петициях. Важны для них и половые органы слонов - они необходимы для ритуалов посвящения юношей в мужчины. Раньше каждый юноша должен был убить слона и добыть его органы, чтобы стать мужчиной, но теперь слонов стало меньше и ловить их стало труднее. Под угрозой оказывается вся многовековая племенная традиция. Морелю это все глубоко чуждо. Когда его затея по охране природы переходит в вооруженную фазу, он прямо заявляет: я сдамся властям как только примут законы о защите слонов. Суда он не боится, так как убежден, что любой французский суд его быстро оправдает как борца за правое дело. И действительно, с подачи журналистов у Мореля в Европе репутация справедливого чудака, в одиночку сражающегося с системой. Впрочем, многие не верят, что все так просто, и ищут скрытые мотивы. Доходит до того, что его считают агентом коммунистов. Морелю же важно одно - слоны и только слоны. Он готов вступать в союзы с политическими силами и легко их покидать, если только это помогает сохранению природы.
 
Морель либо просто странный человек, либо же Человек с большой буквы. Он идиот Достоевского, для которого гуманистические ценности очевидны и первоочередны.  Сам того не понимая,  он превращается в чудака, который их отстаивает, хотя ценности эти всем вокруг в общем-то безразличны. У Мореля в книге много серьезных критиков. Их точки зрения сводятся к одной: в современном мире есть вещи поважнее слонов. Почему бы не подумать о людях для начала? О голодающих африканцах? О тысячах оставшихся без крова после войны? Или, как то предлагают священники, о Боге? Морель неумолим. Он отказывается видеть страдания и желания людей и пытается защищать абстрактное человеческое достоинство, которое связывает с дикой природой. Ему не суждено быть до конца понятым, он одинокий воин. Сам Ромен Гари целиком на стороне своего героя и даже в атомный век считает защиту слонов высшим идеалом служения гуманизму. Впрочем, «Корни неба» не воспринимаются как нравоучительный роман. Наоборот, при его чтении хорошо понимаешь, насколько в действительности жизнь сложнее идеалов. И всё-таки идеалам тоже нужны защитники, поэтому «Корни неба» в каком-то смысле можно назвать житием современного святого, только поклоняется он не богам или идолам, а живой природе.
 
Сергей Сиротин