Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Женский роман. Перл Бак. Призрак старого замка

В одной из английских провинций стоит замок. Рядом деревня и река. Проживают в замке потомок старинного аристократического рода, некогда приближенного к королям, сэр Ричард и его супруга Мэри. Они живут вместе уже очень долго и знают наизусть все повадки и привычки друг друга. Сэр Ричард очень гордится своим происхождением, однако ситуация с замком складывается печально. Денег содержать крестьян у Ричарда нет, замок как туристический объект приносит очень мало дохода, да и разрешают его посещать туристам они с Мэри очень неохотно. Как максимум - раз в неделю, да и то на время посещения стараются удалиться и не показываться на глаза. Надо что-то делать. Правительство сэра Ричарда тоже поддерживать не стремиться, у него есть проблемы и поважнее. В лучшем случае оно предлагает превратить замок в тюрьму, но пойти на это сэр Ричард не может. Единственное, на что он готов согласиться - это создание на основе замка музея, хотя и такой компромисс дается ему с трудом. Сэр Ричард договаривается с одним американцем, что тот превратит замок в музей, уплатив ему круглую сумму. И вот этот американец приезжает. Он молод, красив, энергичен и осматривает с инженерами замок. Он действительно хочет создать музей, но несколько необычным способом - он намерен по камешку разобрать древние башни и перенести старинную громаду в США. Когда подлинный замысел становится известен сэру Ричарду, он оказывается на грани сумасшествия. Нет, он никогда не позволит увезти замок. Далее в повести раскрываются перипетии отношений сэра Ричарда и американца. Посредником между ними выступает девушка Кэт. Она внучка пожилого дворецкого, всю свою небольшую жизнь она провела в замке. Для хозяев она как родная, хотя по сути является всего лишь служанкой. 
 
Если бы не центральная тема - драма сэра Ричарда - эта повесть прочитывалась бы как модный женский роман. В самом деле, персонажи здесь стереотипы донельзя. Кэт чистая и невинная девушка, американец молодой и богатый. Кого удивит, что между ними зародится чувство? Американец буквально выглядит как идеал женского романа. Он знает себе цену, может легко поспорить с тем, кто старше него в три раза, отказывается жениться расчету на той, кого предлагает ему влиятельный и авторитетный отец, с которым он тоже спорит. Он деятелен, в замке не теряет не секунды, хотя договор о продаже замка еще не подписан, он с инженерами уже делает замеры. Разъезжает он непременно в машине, причем без водителя, так как предпочитает водить сам. Разумеется, он знает толк в живописи. Он обещал матери, что ее коллекция картин, которую она собирала всю жизнь, найдёт место в музее и станет доступна для публики. И самое главное, он великодушен. Даже видя, что договор о покупке замка от него уходит, он отказывается грозить сэру Ричарду судом, хотя имеет на это полное право. В общем, в реалистичность такого человека поверить трудно. Это не более чем цветная картинка, мужчина-идеал, не имеющий недостатков. Такова же и Кэт, готовая поначалу защищать перед американцем интересы сэра Ричарда так, словно замок принадлежит ей. Потом она, конечно, становится на сторону американца, уже возлюбленного.
 
Но, как уже говорилось выше, в этой повести повествование все же не замыкается на стереотипных героях, так как главной здесь является попытка выразить архетип старого правителя - на примере сэра Ричарда. Сэр Ричард жертва времени. Он живет прошлым и в каком-то смысле даже сходит с ума. Он настолько одержим аристократичностью своего рода, что считает себя легендарным королем и даже разыгрывает с дворецким сценки, где играет роль некоего короля Джона. Он верит в это и сам. Его драма заключается в невозможности обеспечить благополучие своего замка и своих людей и переживает он это очень тяжело. Он ходит в местную церквушку просить совета у предков. А его жена Мэри, женщина, которая даже не может выговорить название штата Коннектикут, до того она оторвана от реального мира, тем временем слышит голоса прежних обитателей замка. Ей важно, чтобы ее с мужем поступки ни в коем случае не вызвали неудовольствия этих древних жителей. Возможно, эти голоса принадлежат сэру Ричарду и его дворецкого, когда они в секретной комнате играют в королей и лордов, а может, и у Мэри не все в порядке с головой. На эту историю накладывается вопрос о происхождении служанки Кэт. Она внучка дворецкого, но вот ее точный отец не известен, вернее, известен, но связан с некой тайной.
 
«Призрак старого замка» - странная повесть. Перл Бак делает попытку написать серьезное произведение, но выходит у нее, к сожалению, на уровне книжного мусора для женской аудитории. Ее герои не люди, а манекены. Жизненные трудности сэра Ричарда смотрятся как-то банально, ожидаемо и при этом картинно. Интрига с признаками поначалу вызывает слабый интерес, но какой-либо эффектной разгадки не получает. В общем, эту повесть можно лишь условно назвать мистической. И в любом случае это очень слабая мистика - право голоса иррациональным силам так и не будет предоставлено. Не только герои этого произведения живут в странном мире, далеком от реального, но и сама эта история, в которой молодые и при этом не избалованные американцы приезжают в Англию, чтобы покупать замки для хранения шедевральных картин. Не похоже, чтобы в эту работу был положен какой-либо реальный опыт. Этой чистой воды фантазия. Она же - женский роман.

Сергей Сиротин