Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

А.Б. Спеваковский. Камикадзе. «Божественный ветер» в истории Японии

А.Б. Спеваковский. Камикадзе. «Божественный ветер» в истории Японии. СПб.: Паритет, 2013.

Александр Борисович Спеваковский — известный специалист по Японии, японской истории и культуре. Еще в советское время он опубликовал монографии по связи синтоизма с военной идеологией средневековой Японии, а также по анимистическим представлениям айнов — древнейшей и исконной народности японских островов, фактически уничтоженной японцами к середине 20-го века. «Камикадзе» — новая монография Спеваковского, где он сосредоточился на уникальном феномене японского самопожертвования, продемонстрированного японцами в конце Тихоокеанской войны с американцами. Впрочем, фокус книги несколько размыт. Лучше сказать, что она посвящена военной истории Японии вообще, начиная со средних веков.

Начинается монография с пространного очерка о монгольских завоеваниях. Спеваковский приводит пространный обзор всего 13-го века, связываемого с ужасом монгольских вторжений по всей Евразии. Далее он переключается на Японию и описывает конфронтацию японцев с монголами, а также тот самый «божественный ветер» (камикадзе), разметавший монгольский флот. Далее тема камикадзе на длительное время подменяется описанием феноменов феодальных самоубийств, которые веками практиковали самураи и землевладельцы. После чего следует подробнейшее изложение событий Тихоокеанской войны.

В основе японского самопожертвования, как пишет Спеваковский, лежит исключительная вера в японский дух и презрение к смерти. Взращивание этих компонентов национального менталитета было обусловлено давлением религиозной догматики, как синтоистской, так и буддийской. Бесстрашие перед лицом смерти стало элементом коллективного бессознательного. Конечно, масштаб жертв поражает. Иногда даже задаешься вопросом, как японцы как нация вообще смогли выжить с таким культом смерти? В средние века, например, после смерти феодала покончить с собой предписывалось не только членам семьи, но и всем вассалам, включая самураев. Прослеживая эту линию бесконечных смертей, автор в итоге приходит к очень осторожному оправданию применения американцами ядерной бомбы. Действительно, в конце Тихоокеанской войны японцы проигрывали по всем направлениям. Мидуэй, Филиппины, Окинава — поражение следовало за поражением. Однако сдаваться они были не намерены. Вице-адмирал Такидзиро Ониси санкционировал использование смертников, которое вскоре стало массовым. Камикадзе были не только летчики-смертники. «Разнообразие» их поражает. Японцы выпускали специальные самолеты-снаряды, пилотируемые камикадзе, подводные лодки-малютки с аналогичными задачами, а также готовили людей-мин. Несмотря на то, что успех таких атак был очень невысок, Ониси планировал вовлекать в свои отряды все большее количество людей. Применение ядерной бомбы сегодня осуждается всеми, однако Спеваковский пользуется несколько другой оптикой при взгляде на эту ситуацию. Он пишет о том, что к лету 1945 года Япония располагала 7 миллионами военнослужащих, готовых фанатично сражаться за Японию до последней капли крови. Высшее военное командование не намеревалось сдаваться даже после атомной бомбардировки и было готово превратить все население в камикадзе. Более того, некоторые чины продолжали сопротивление американцам даже после указа императора о капитуляции. В общем, бомбардировка предстает у Спеваковского как наименьшее зло. Она позволила сохранить жизни не только союзников, но и самих японцев, которых, продлись война на территории японской метрополии, могло бы погибнуть гораздо больше. Но в таком взгляде автора, разумеется, нет ни капли цинизма.

Работа Спеваковского, несмотря на «узкое» название и в действительности весьма «широкое» содержание, имеет все черты фундаментальной, хотя притом и научно-популярной. Фундаментальность ее заключается в статистическом подходе к описанию всех военных конфликтов Японии на протяжении ее истории. Автор всегда указывает численность конфликтующих — людей, кораблей, техники. Это сравнение сил и приводит его к главному выводу — опора только на дух в современной войне не имеет смысла. В 1940-х японцы продемонстрировали удивительную преемственность своей истории, возвав в самурайским ценностям и силам природы. Но, заключает Спеваковский, все это не имело смысла, потому что народ был обманут. Идея Великой Японии, направляющей развитие всей Азии, оказалась не итогом развития японского духа, а искусственным конструктом, созданным обычными японскими капиталистами, желавшими накопления прибыли. Такое понижение масштаба в описании противоборства Японии со всем миром отчасти даже удручает — слишком уж масштабными были события того времени. Автор выхолостил мистический смысл японского милитаризма и не коснулся концепции «консервативной революции», сведя все к материально-экономическим силам. Тем не менее вывод Спеваковского, наверное, справедлив. Народ думал, что умирал за императора, а в действительности умирал за капиталы.

В «Камикадзе» собрано много фактов, о которых мало известно широкой общественности. Один из них заключается в уже упоминавшихся камикадзе-подводниках и людях-минах. Далее, символом беспринципности американцев стала атомная бомбардировка, однако забывают о бомбардировках мирных жителей 9-10 марта 1945 года теми же «летающими крепостями» B-29, которые унесли сопоставимое число жизней. Впрочем, трактовать это можно по-разному — может быть, так американцы хотели склонить японцев к миру, не прибегая к бомбе. Интересна также глубина сотрудничества Германии и Японии. Гитлер, работая над атомным оружием, оказывается, высылал радиоактивные материалы японцам, чтобы те тоже форсировали работу. Печально известный отряд 731, действовавший в Харбине, оказывается, был не единственным «предприятием» подобного рода. А «божественный ветер» свирепствовал у берегов Японии (как при монгольском нашествии) и после капитуляции, разрушая сотни (!) американских самолетов.

«Камикадзе» Спеваковского — замечательная книга по истории Японии и Второй мировой войны, не лишенная при этом акцента на ценностях мира, что делает ее не чисто научным трудом. Некоторый дисбаланс и смена фокуса повествования в итоге позволяют создать целостную картину глобального исторического процесса. Издание содержит множество иллюстраций, а также статистические таблицы произведенной и уничтоженной техники.

Сергей Сиротин