Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Любовь в бесконечном будущем. Лю Цысинь. Вечная жизнь смерти

Внимание! В тексте раскрываются сюжетные детали произведения.

«Вечная жизнь смерти» - это заключительный роман трилогии самого популярного фантаста Китая Лю Цысиня. Мы уже писали о первых двух книгах «Задача трех тел» и «Темный лес». В конце второй книги обозначилось неизбежное столкновение инопланетной цивилизации трисоляриан и Земли. Собственно, такое столкновение даже произошло. Небольшие космические объекты трисоляриан, называемые «каплями», разметали мощнейший флот землян. Однако люди не были повержены. Была реализована политика сдерживания инопланетян, основанная на устрашении. Земляне поняли, что Вселенная – это «темный лес», населенный огромным количеством разумных существ, готовых уничтожить соседей, если узнают об их существовании. Поэтому если в космосе раскрыть себя, то есть сообщить о расположении своей звезды или планеты, твоя звезда или планета будут немедленно уничтожены «темным лесом». Вот теперь земляне угрожают трисолярианам тем, что пошлют координаты их звезд в открытый космос. Поскольку это обязательно вызовет агрессию и уничтожение всей цивилизации, трисоляриане вынуждены отступить от своих захватнических планов в отношении Земли и даже пойти на сотрудничество. О том, что из этого вышло, и рассказывает «Вечная жизнь смерти».

Поначалу две цивилизации тесно взаимодействуют. Трисоляриане передают землянам часть своих технологий, а сами перенимают некоторые человеческие черты. Например, инопланетяне ранее были неспособны утаивать информацию, лгать или говорить иносказаниями. Теперь они этому научились у землян. Более того, они искренне полюбили человеческую цивилизацию, которая открыла им глаза на красоту и ценности мира. Трисоляриане даже начали копировать земную культуру, создавая похожие фильмы и книги. Время ожидания нападения Трисоляриса называлось Эрой Кризиса. Тогда земляне отчаянно искали способы противодействовать неизбежной агрессии. Для этого периода был характерен термин «инфантилизм кризиса». Люди оказались детьми, не готовыми к изменениям «взрослой жизни». Трисолярианский кризис изменил человечество. Это было изгнание из рая с точки зрения религии, и выход предков млекопитающих из воды на сушу с точки зрения биологии. Когда наконец был подобран ключ к сдерживанию инопланетян, началась Эра Устрашения. Для нее характерно развитие информационных технологий, кроме того, Лю Цысинь любопытно пишет о сглаживании гендерных отличий. Мужчины будущего не имеют черт мужественности и являются женоподобными созданиями с гладкими телами.

В Эру Устрашения люди построили несколько передатчиков, способных отправить сообщение в космос, а также создали должность так называемого Держателя Меча. Название взято из китайской традиции. Раньше во время аудиенций при дворе императора имелся особый человек, который в любой момент мог опустить меч и отрубить просителю голову. Похожую функцию в будущем выполняет Держатель Меча. В том случае, если трисоляриане проявят агрессию по отношению к Земле или обманут, исполняющий эту должность немедленно осуществляет передачу координат Трисоляриса в космос. Держателем Меча был персонаж второй книги Ло Цзи, участник так называемого проекта Отвернувшиеся. Этому человеку не свойственны ни мечтательность, ни сентиментальность, он готов выполнить свои обязанности без промедления. Поэтому Лю Цысинь очень интересно пишет о том, что Эра Устрашения была синтезом абсолютной демократии и абсолютного тоталитаризма. Действительно, Ло Цзи фактически был Вседержителем, единолично распоряжавшимся судьбой Солнечной системы. Однако все меняется, когда он уступает пост молодой девушке по имени Чэн Синь. Она является не просто главной героиней третьей книги, но и выразителем самой человечности цивилизации землян. Чэн Синь была инженером, участвовала в проектах, ложилась в гибернацию до лучших времен, а теперь в Эру Устрашения стала Держателем Меча. Видя, что место сурового Ло Цзи заняла слабая девушка, трисолярияне незамедлительно начали атаку на Солнечную систему, рассчитывая, что у Чэн Синь не хватит духу осуществить передачу информации «темному лесу». Расчет был понятен. Политика сдерживания вовсе не означала преимущества землян. Если земляне сообщат координаты Трисоляриса «темному лесу», то и сами будут уничтожены, потому что найти Солнце рядом с Трисолярисом не составит труда. Чэн Синь действительно спасует и не нажмет на кнопку. Итогом станет порабощение Земли трисолярианами, которые откроют свое истинное лицо. В действительности, они изначально не хотели дружить с Землей. Трисоляриане сгоняют все население планеты в Австралию и приступают к его планомерному сокращению. Для этого они хотят устроить голод и сделать так, чтобы люди просто сожрали друг друга. Читателю кажется, что это конец. Более того, в романе будет еще много ситуаций, когда выход, на первый взгляд, будет отсутствовать. Тем не менее Лю Цысинь проводит важную мысль. Человек – это часть природы, а природа вечна.

Когда обреченное человечество осознает свою участь в Австралии, информация доходит до космического корабля, который находится далеко от места, где происходят события. И вот этот корабль и осуществляет космическую передачу «темному лесу». Через короткое время система звезд Трисоляриса уничтожена, инопланетная цивилизация лишается дома, оставляет всяческие планы по захвату Земли и спасается бегством. Сказать, что человечество спасено, нельзя. Оно лишь получило передышку, поскольку атака «темного леса» на Солнце – это вопрос времени.

Трилогия Лю Цысиня хорошо иллюстрирует теорию «вызов-ответ», согласно которой движение прогресса обусловлено вызовами, стоящими перед цивилизацией. Человечеству нужно найти спасение от угрозы, исходящей из космоса, поэтому начинается борьба проектов и идей. Здесь нужно рассказать историю Юнь Тяньмина, замкнутого молодого человека, который еще в Эру Кризиса был влюблен в Чэн Синь. Юнь Тяньмин заболел неизлечимой болезнью и, чтобы послужить обществу, согласился отравить свой мозг в космос в надежде, что его подберут трисоляриане. Так человечество планировало установить контакт со своими захватчиками. Юнь Тяньмин действительно окажется у трисоляриан и поможет человечеству. Он передаст сведения о технологиях трисоляриан, зашифровав их в виде волшебной сказки, причем прибегнуть к иносказанию ему потребуется именно потому, что трисолярине плохо воспринимают намеки и уловки и, следовательно, не смогут обнаружить утечку информации. Правда, расшифровка этой сказки потребует у человечества немало времени и усилий. В этом тоже проявляется борющийся разум людей, которые без конца предлагают новые идеи и точки зрения. Например, в сказке Юнь Тяньмина фигурируют некие рыбы-обжоры, которые пожирают в море, окружающем остров, любые объекты. И вот люди строят догадки. Рыбы-обжоры - это цивилизации «темного леса» или машины, которые человечеству нужно построить для собственного спасения? Так или иначе, теперь у людей на повестке дня три варианта противодействия «темному лесу». Можно построить корабли, движущиеся со скоростью света, и покинуть Солнечную систему. Можно построить убежища на краю Солнечной системы и переселиться туда в надежде пережить взрыв Солнца после атаки «темного леса». И еще можно попытаться передать в космос послание о том, что цивилизация землян не представляет опасности. Один из способов – это замедление скорости света в пределах Солнца и планет, то есть превращение Солнца в так называемый «черный домен». Однако это неизбежно повлечет регресс технологического развития. Человечество попробует разные способы, но атака «темного леса» все же последует. Солнечная система будет превращена в двухмерный объект и таким образом уничтожена. Лю Цысинь напишет, что это как будто предвидел Ван Гог, который в своей «Звездной ночи» передал потерю космосом своей трехмерности. Лишившись родной планеты, Чэн Синь сумеет прожить до очень отдаленного будущего, где Лю Цысинь будет оперировать уже самыми масштабными категориями из всех возможных, а именно смертью и возрождением самой Вселенной.

Трилогия Лю Цысиня – это превосходная научная фантастика, где обсуждаются реальные научные концепции и предлагаются оригинальные взгляды. Замешенные, казалось бы, на законах физики, которые сегодня хорошо известны всем, они тем не менее действительно поражают воображение. Например, очень впечатляет у Лю Цысиня контакт человека с четырехмерным пространством. Ему удалось очень наглядно показать, как в таком пространстве видится трехмерный мир, когда все его элементы становятся доступны для взгляда одновременно, при этом не накладываясь друг на друга. Также писатель проводит несколько фундаментальных идей.

Во-первых, это изначально недобрый характер Вселенной. Она вовсе не чистая девственница, которая ждет, что ученые придут ее изучить. Наоборот, она населена злобными цивилизациями, которые мечтают уничтожить соседей. Более того, Вселенная возможно здорова психически, если считать желание выжить за счет других психической нормой, но телом она как паралитик. Если бы Вселенная была организмом, то ее нервная система не могла бы управлять телом и даже не знала бы, что у нее есть руки и ноги. Все дело в скорости света, которая слишком мала, чтобы световой сигнал прошел от одного края Вселенной до другого. Раньше люди вообще относительно мало смотрели на звезды. Эра Кризиса заставила их открыть глаза, и то, что они увидели, было ужасно. Даже трисолярияне, которые полюбили землян и дали им свои технологии, в действительности только ждали смены Держателя Меча, чтобы напасть. «Жалкие клопы» - вот что они бросили человечеству, планируя уморить его голодом в Австралии.

Во-вторых, Лю Цысинь пишет о том, что система политического управления – это функция жизни и выбор, который человек делает исходя из своих реалий. Во время погромов в Австралии, куда трисоляриане переселили людей, отчаявшиеся жертвы добровольно выбрали тоталитаризм и теократию. Демократия как более слабый вид власти не могла обеспечить всех едой и спальным местом. А один персонаж, чья беспринципность искупается эффективностью говорит так: если мы теряем нашу человеческую натуру, мы теряем многое, но если мы теряем нашу звериную натуру, мы теряем все. То есть человек должен быть зверем, чтобы выжить.

И, наконец, самое главное. Лю Цысинь фактически писатель-гуманист. Несмотря на все вышесказанное человек у него выбирает любовь. Чэн Синь, став Держателем Меча, побоялась выступить против трисоляриан и фактически обрекла людей на гибель. Но сделала она это во имя любви и мира. Поэтому сам смысл человеческой цивилизации даже через миллионы лет заключается в том, что человек способен любить. В одном месте Чэн Синь даже сравнивается с Девой Марией. Примечательно, что в связи с образом этой главной героини писатель упоминает произведение «Порог» Ивана Тургенева.

«Вечная жизнь смерти» завершает масштабную трилогию Лю Цысиня о будущем Земли. Это высококачественный образец современной фантастики, от которой невозможно оторваться. Писатель оперирует оригинальными идеями и рисует очень впечатляющий образ будущего, родить который может только очень развитое воображение. Превосходный представитель жанра, не лишенный важного послания современному человечеству. Не стоит ждать щенячьей ласки от далеких звезд, но из этого не следует, что человек должен разучиться любить.