Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Муки самолюбия. Ф. Стендаль. Красное и черное

В классическом романе «Красное и черное» Стендаль рассказывает историю провинциального молодого человека Жюльена де Сореля, сына плотника. Семья Сорелей живет в вымышленном городке Верьер, столицей этой провинции является Безансон. Жюльен совершенно безвестный и даже, с точки зрения отца, бездарный юноша, который не способен овладеть плотницким ремеслом. Братья да и отец поколачивают его и откровенно презирают за любовь к книгам. А здесь Жюльену есть чем похвастаться. Он, например, наизусть выучил Новый завет. Это не укрылось от мэра Верьера, и он решил заполучить молодого человека в качестве учителя латыни для своих детей. Жюльен с неплохим жалованьем переселяется в дом к мэру. Он тут же заводит странные отношения с женой своего благодетеля госпожой де Реналь, которая старше его больше чем на десять лет. Здесь сказываются особые черты характера  Жюльена. Самолюбивый почти до самодовольности, он пленяет окружение своим умом и непримиримостью суждений. Городская публика же, уставшая от одних и тех же лиц, принимает его на ура. Но кто-то пускает слух о его отношениях с женой мэра, и Жюльен почитает за лучшее уехать. Он поступает в семинарию Безансона. Здесь его поначалу все пугает. Сухие лица, строгая обстановка – все вызывает у него почти страх. Он изгой среди сверстников, но любимец аббата – аббату нравится то, как образован его подопечный. Последнее обстоятельство неожиданно открывает ему путь на самый верх. Аббат из семинарии отправляет Жюльена в услужение к маркизу де ла Молю в Париж, человеку во всех отношениях влиятельному и могущественному, которому прочат портфель министра. Снова Жюльен въезжает в чужой дом. Он нравится маркизу, быстро учится и вот уже способен самостоятельно вести некоторые дела. У маркиза есть дочь Матильда, вечно скучающая девушка, которой все надоели. Она замечает Жюльена, между ними медленно начинают развиваться отношения. Умом Матильда понимает, что Жюльен ей не пара, однако ее сердце принадлежит ему. Жюльен единственный с кем она не скучает. Со временем искра чувства перерастает в страсть. Матильда больше не может без Жюльена, она даже беременеет от него. Когда все становится известно маркизу, он в ярости. Но, отстыв, он решает дать Жюльену происхождение, чтобы тот навеки скрылся из его глаз. Жюльен счастлив. Он не вполне уверен, что любит Матильду, но рад тому, что стал богатым и знаменитым (его записали в полк и дали ренту). Однако неожиданно в дом маркиза приходит письмо от госпожи де Реналь, которое ей написал ее духовник. В письме говорит о низкой натуре Жюльена, о том, что он соблазняет женщин без разбора лишь бы завоевать расположение тех, кто может ему что-то дать, и все в таком духе. Маркиз, прочитав письмо, отказывается помогать Жюльену, после чего наш герой приезжает в Верьер и стреляет в госпожу де Реналь в церкви. Его сажают в тюрьму. Теперь все внимание местного общества приковано к процессу. Оправдают или казнят Жюльена? За него хлопочут две его возлюбленные госпожа де Реналь и Матильда, но до конца не ясно чем решится дело.

Яркий, честолюбивый, дерзкий Жюльен де Сорель является жертвой своего самолюбия. Собственное, весь роман – это история его самолюбия, того, как он ему потакал, отказываясь уподобляться обычным людям. Жюльен прекрасно сознает, что он в общем-то никто, однако у него завышенные представления о своем предназначении. Он однозначно не считает себя плотником. Скорее кем-то в окружении Наполеона, который для него является высшим кумиром. Воспоминания Наполеона он регулярно перечитывает. Сегодня де Сореля назвали бы карьеристом, и это действительно так. Очень чутко Жюльен нащупывает те возможности, которые предлагает ему судьба. Если к мэру он шел со смешанными чувствами (быть учителем ниже его самолюбия), то в Париж едет с радостью – ведь это грандиозные возможности. И высший момент его счастья связан вовсе не с женщинами, игрой в любовь с которыми он занят на протяжении всей книги. Нет, высшее счастье для него – это когда он, кажется, получил желанное благородство крови, то есть достойное происхождение. Именно это ему нужнее всего. Вырваться из провинциального мира – вот его цель.

Конечно, Жюльен очень молод и неопытен. В его суждениях нет полутонов. У него есть либо кумиры, либо же он относится к людям с презрением. Блестящих молодых людей, увивающихся за Матильдой в доме де ла Моль, он не любит, считая их напыщенными и скучными, однако, повинуясь велениям времени, признает, что было бы справедливо, если бы кто-то из этих благородных людей убил его на дуэли за то, что он обесчестил Матильду. В любви он борется сам с собой. Он боялся позволить чувствам к госпоже де Реналь завладеть им, боится этого и в случае с Матильдой. Он везде, даже в страсти, хочет полностью контролировать ситуацию. А больше всего он боится быть вторым. Когда Матильда после признания в любви неожиданно отвернулась от него, Жюльен составил целый план действий по соблазнению приходящей в дом де ла Моль другой женщины – молодой вдовы видного военного. Он пишет ей длинные письма каждый день, добивается приглашений к ней в дом и в театр, а все для того, чтобы эффектнее подчеркнуть свое якобы равнодушие к Матильде. Когда Матильда понимает, что разонравилась Жюльену, любовь с новой силой вспыхивает в ней – теперь она уже унижает себя, лишь бы быть с ним. А Жюльену только это и нужно – возвыситься. Чувства же его сложны и непостоянны. Он любит Матильду, но может и забыть о ней. Он хочет броситься ей на шею, но самолюбие удерживает его. Он борется с чувствами. Ему не нравится, когда они управляют им.

Жюльен последовательно служит своему самолюбию не только перед лицом страсти, но и перед лицом смерти. Он настолько боится выглядеть фальшиво и низко, что отказывается от услуг госпожи де Реналь и Матильды, пускающих в ход все средства, чтобы вызволить его из тюрьмы. Жюльен готов умереть и готов сделать это почти с радостью, лишь бы не участвовать, подобно плохому актеру, в судебных представлениях на потеху безансонской публике. У него еще нет умения анализировать свои чувства. На месте анализа у него череда вспышек ревности и самолюбия, которые целиком управляют его жизнью. Жюльен одновременно импульсивен и расчетлив, влюбчив и холоден. Но главное – он горд. Никогда и никакой женщине он не позволит взять над собой верх.

«Красное и черное» - очень объемный роман. В нем Стендаль не только описал своего молодого героя Жюльена де Сореля, но и оставил малосимпатичные портреты своих современников. Общество, что в провинциальном Верьере, что в Париже, состоит из завистливых людей, готовых на все лишь бы урвать лишний кусок. Все плетут интриги против всех. И даже священники вовсе не выглядят лучшими из людей. Один такой священник готов подбить присяжных на оправдательный приговор по делу Жюльена, только бы получить епископский жезл. Матильда вздыхает: вот раньше были люди, они, не боясь казни, пробирались в спальни к своим возлюбленным. Где теперь эти герои? Время нынче совсем не героическое. Поэтому она и влюбляется в Жюльена, в котором наивность сочетается с бесстрашием и остроумием. Но все же Жюльен слишком принципиально относится к тому, что диктует ему его самолюбие, поэтому, наверное, так и не суждено ему было получить благородное происхождение.  

Сергей Сиротин